Мнемозина
Мужские и женские кожаные ремни
Мужские и женские кожаные ремни. История аксессуаров.
Хроника катастроф. Катастрофы рукотворные и стихийные бедствия.
История цветов
Цветы в легендах и преданиях. Флористика. Цветы - лучший подарок.
Арт-Мансарда А.Китаева
 Добро пожаловать на сервер Кота Мурра - нашего брата меньшего

Срочный вызов эвакуатора - не шутка. Мы спешим на помощь. И это не "утка"!



Рейтинг@Mail.ru
Альманах сентенция - трагедия христианской цивилизации в контексте русской культуры Натюрморт с книгами. Неизвестный художник восемнадцатого века

Контексты

    О фильме «Триумф воли» сказано так много, что хватило бы на целую библиотеку... Что это за фильм? Шедевр гения или фильм, прославляющий величие нацистского мифа? Или попытка воспеть слияние в обезличенную массу сотен тысяч человеческих тел, ищущих свою идентичность через смерть и объединенных единым стремлением к воплощению «триумфа воли» (фюрера)?

Некоторые размышления по поводу случайно увиденной киноафиши

    Оказавшись как-то, днями, рядом с кинотеатром «Родина» я с удивлением обнаружил бросившуюся в глаза афишу, в которой было: «Лени Рифеншталь. Триумф воли». И дата показа, на изумление во второй декаде апреля, по случайности (?) совпадающая с днем рождения главного героя сего киношедевра, основного триумфатора воли двадцатого века, Адольфа Гитлера...

    О Лени Рифеншталь и о ее фильмах, в основном об «Олимпии» и «Триумфе воли», написано так много, что хватит на целую библиотеку, не буду повторяться и пересказывать.

    Возможно, не буду отрицать, в «Олимпии» и «Триумфе воли» есть новаторские кинематографические приемы, многие кадры стали классикой массовых технологий, рекламы и прочих фетишей двадцатого века, с его ужасающей тоталитарной нетерпимостью и жестоким давлением на психику масс людей. Но, позволю себе напомнить: а кто еще располагал во времена съемок «Олимпии» и «Триумфа воли» такими средствами? Тридцать камер, тридцать шесть операторов, более восьмидесяти ассистентов и помощников и благорасположение всесильного деспота, будущего горе-завоевателя мира А. Шилькгрубера (Гитлера, Фюрера), а это, согласитесь, не одна ли из главных причин такого грандиозного великолепия «Триумфа воли»! Сразу возражу, я как никогда далек от утверждения о полной бесталанности Л. Рифеншталь, но и еще больше - от признания ее гениальности. С такими впечатляющими средствами, с правом снимать как угодно и сколько угодно (шутка ли - некоторые кадры Триумфа были сняты в студии, где главари фашистского режима согласились позировать ей уже после съезда)! Ах да, напомню, а вдруг кто-то не знает о чем фильм? А фильм -- о съезде нацистской партии в Нюрнберге, где позже состоялся международный трибунал после провала откровенно авантюрных мечтаний великого триумфатора воли Гитлера над персонажами пресловутого Триумфа.

    Бог с ней, с Лени Рифеншталь, с ее биографией, недавно она отпраздновала свой столетний юбилей, с деталями ее биографии, со съемками -- «Олимпии», документального фильма о цыганах, которых специально для нее доставили из концентрационных лагерей и многие из которых после съемок были возвращены обратно, убиты и кремированы в полном соответствии с теориями нацизма о «крови и почве»; о фильме, посвященном красотам атлетически сложенных человеческих тел (после войны Лени уехала в Африку и отдала свой талант фотографированию и киносъемкам нубийских племен); о разноцветии и красоте подводного мира.

    С. Зонтаг в своей статье заметила, что съемки совершенных человеческих тел, без болезней, изъянов, старости, страданий, как нельзя более соответствует нацистскому мифу...

    Что такое Триумф воли? Марширующие шеренги нацистов, факельные шествия, первый художественный образ фюрера -- величие деперсонализации, отказ от жизни, стремление передать чудовищную оргию слияния обезличенных человеческих тел в массу, стремящуюся к воплощению воли фюрера... Восхищает? Человека, человека, а не одно из человеческих обезличенных тел, марширующих в шеренге, так вот, человека человеком делает страдание, переживание, осознание своего одиночества, наконец, как выразился Ж. П. Сартр, стремление к совершенствованию, милосердию, да много чего... лишь бы было хоть что-то индивидуальное... И вот что интересно, именно индивидуальности и лишены напрочь все фильмы Лени. От «Триумфа воли» до тел нубийских атлетов и подводных рыб. Величие безличного мира, совсем декоративного и неподлинного, слишком фальшивого и античеловечного... мира без индивидуальности, личности, свободы, словом всего того, что и есть жизнь.

    Что же «гениального» и неповторимого в ее фильмах? Особенно я имею в виду «Триумф воли». Технологии массового оболванивания, внушения, гигантские, поражающие воображение спектакли? Обезличенные массы, шеренги, сливающиеся в колонны, колонны, превращающиеся в шествия, слитые, спаянные в своем стремлении стать волей фюрера? Ужасающая картина... Жизнь через смерть? Эстетизация смерти? Ибо слиться с массой можно только через отказ от себя, а это есть смерть. Сначала смерть индивидуальная, а потом, совсем вскоре, и физическая, на фронтах построения Тысячелетнего Рейха, в лагерях за инакомыслие...

    Да, безусловно, повторюсь, «Триумф воли» фильм новаторский... Еще бы: первый художественный образ фюрера, чудовищная эстетика деперсонализации, поражающие картины обезличенной толпы, влекомой к исполнению воли вождя... Главное в том, что впервые все это было сделано не так, как раньше, не как малораспространенная теория интеллектуала, эстета смерти, например, а именно средствами массовых технологий... как бы предвосхищение массового террора, предвосхищение массового воздействия на некие обезличенные человеческие тела...

    О чем собственно речь? А вот о чем... есть ли такая настоятельная необходимость показывать этот фильм на широком экране кинотеатра, да еще и в годовщину дня рождения Шилькгрубера (Гитлера)? Является ли «Триумф воли» шедевром киноискусства двадцатого века? Почему я вообще решился затронуть эту, слишком известную тему, по которой написано так много...

    Я специально не пожалел времени и поискал в Интернете, а можно ли просто заказать «Триумф воли» в Интернет магазинах? И был, честно, поражен... Да, оказывается десятки магазинов предлагают этот фильм, десятки, если не более... и иностранные, и наши, российские, предлагают и предлагали... никаких проблем, заказал, получил, -- наслаждайся! Не буду приводить здесь ссылки, потому что уверен, что тот, кто хотел, уже давным-давно заказал, купил этот фильм и посмотрел, кому интересно или нужно. Выходит, что нет никаких сложностей с просмотром документального киношедевра о фюрере и съезде нацистской партии не было и нет!

    Далее... имеем ли мы право отказаться от суждения, от оценки содержания, заменив концептуальность содержания разговором о необычайности ракурсов съемки и поражающей воображение режиссерской работе Лени и шестидесяти операторов, создающих одновременно нацистский миф?

    В наше время, когда, к глубочайшему сожалению, происходит все большая девальвация человеческой жизни, свободы, индивидуальности, когда терпимость уходит в прошлое, а насилие становится почти что нормой, когда болевой порог общества слишком низок, когда агрессия воспринимается как положительное качество личности... а смерть становится статистикой или занятным кадром телерепортажа... мы без остановки, не оглядываясь, не замедляя шага, проходим мимо трупа бездомного человека, считаем тысячи жертв в Чечне, Ираке, и говорим, -- это немного, вот столько погибших - нестрашно, такими потерями можно пренебречь, они оправданы... нужен ли нам фильм Лени на широком экране? Конечно, возразят мне, кинозал невелик, да и вряд ли будет полон, это так, разумеется и очевидно, точно так же, как и очевидно, что никаких реальных последствий не вызовет даже показ этого фильма во всех кинотеатрах разом... Это скорее просто символ эпохи, знак, указующий на определенное направление развития... Куда? К дальнейшему обесцениванию жизни, к дальнейшей дегуманизации? Не в фильме дело совсем, видели его все, кто хотел, да и кто не хотел, тоже видел. В фильме «Обыкновенный фашизм» использовано множество цитат из «Триумфа воли», ведь Триумф - фильм документальный... Разумеется, горы трупов в концлагерях Лени не снимала. Какое чудовищное искажение реальности... Фильм, создающий художественный миф нацизма, эстетизирующий смерть и деперсонализацию... фильм документальный... Не постановочный, с актерами и декорациями, а документальный! Миф, где действующими лицами становятся настоящие марширующие с факелами сотни тысяч человеческих тел, а декорациями выступают стены славного города Нюрнберга... Вот с такими «новшествами» пришел двадцатый век, где сама жизнь становится мифом и vise versa.

    Вот этими моими соображениями мне и захотелось поделиться с вами, уважаемые читатели. А на мои собственные вопросы, которые я задал в середине статьи, у меня и у самого нет ответа, хотя свою точку зрения я постарался изложить развернуто и, насколько возможно, аргументировано...

Семен Семенов

Вернуться в раздел


|Карта сервера| |Об альманахе| ||К содержанию| |Обратная связь| |Мнемозина| |Сложный поиск| |Библиотека|
|Точка зрения| |Контексты| |Homo Ludens| |Арт-Мансарда| |Заметки архивариуса| |История цветов| |Мужские и женские кожаные ремни|