У вас в корзине
Товаров: 0
На сумму: 0.00 руб.

Древняя пряжка

Древняя пряжка, как и все в этом мире, что сохранилось с седых времен зарождения человеческой цивилизации, подверглась значительной модернизации. Модифицированная со временем пряжка размножилась, и в наше время она имеет множество самых разнообразных форм. Это так, если рассматривать пряжку сугубо прагматически, только как застежку, а не украшение или символ власти или богатства.

Современный вариант пряжки - это весьма популярный фастекс, название которого есть ничто иное как абревиатура названия одного из филиалов американской фирмы ITW (Illinois Tool Works), который звучит как ITW Fastex®. Поэтому и пряжку назвали фастекс или, как это звучит в просторечии "фаст-пряжка". Эта модернизированная пряжка является только застежкой, но никак не украшением. Удобство и легкость в использовании доставили этой пряжке такую популярность, что вскоре фаст-пряжку стали использовать сначала в военном и туристической снаряжениях, а в последние десятилетия эти пряжки завоевали право существовать как самостоятельный модный аксессуар на куртках, на модных женских и мужских сумках.

В древности, в отличие от нашего времени, пряжка была предметом не массовым и не повседневным. Все известные древнейшие культуры не знали такого аксессуара, как ремень с пряжкой. Ремней с пряжкой не использовали как деталь одежды ни во времена Крито-Микенской цивилизации, ни в древнем Шумере, а затем и в древней Ассирии и Вавилоне, в древнем Иране или Индии, в древнем Китае или Египте. Нигде ремнем с пряжкой не пользовались, как аксессуаром. И все же пряжки древних культур сохранились и существуют как археологические находки, свидетельствующие о том, что пряжки давно уже были изобретены и существовали. Пряжки бытовали у древних сарматов, у аланов, у готтов и вестготов, у древних франков и древних германцев.

Пряжки, как удобные застежки, были очень распространены в повседневном быту варварских народов, особенно в быту простых людей. Кроме того, пряжки были распространенной частью военной амуниции всех древних цивилизация, но особенно у варваров. Племена варваров, устремлявшихся к богатой и дряхлой Римской Империи за добычей и пересекавшие среднерусскую равнину, торгуя с местным населением, оставили многочисленные свидетельства своего пребывания там. Это были племена гуннов, племена полабских германцев, основавших позже королевство тюрингов, германские племена западных и восточных франков, племена вестготов.

Гуннские пряжки

Известно, что гуннские князья, которых панически боялись как римляне, так и византийцы, получали колоссальную дань золотыми и серебряными монетами и от римских епископов, и от императора из Константинополя. Аттила одаривал этим серебром и золотом своих вассалов. Варвары плавили золото и серебро античных монет и изготавливали из полученного драгоценного металла свои ювелирные украшения. Этим объясняется обилие серебряных и золотых украшений в захоронениях гуннов, восточных германцев и аланов, где археологи находят даже обувные золотые и серебряные пряжки.

Пряжки древних тюрингов

Что касается тюрингов, то характерной деталью костюма тюрингских женщин были именно пряжки. Чаще всего это были литые пряжки из серебра, украшенные геометрическими орнаментами - ромбами или спиралями, нанесенными в технике насечек. На северогерманское языческое происхождение этих серебряных пряжек указывают рунические надписи наряду с золотыми брактеатами (монеты с односторонней чеканкой), с изображением Вотана и захоронением жертвенных коней.

Франкские пряжки

Об использовании пряжек франками, также свидетельствует археология. В соответствии с обычаем германцев тело предавали земле вместе с широким военным поясом, украшенной резными накладками, бронзовой гривной и с вооружением: топором и ножом. О различиях в культурах западных и восточных франков рассказывают, прежде всего, обычаи погребения. Отличия проявляются чаще в женском костюме: на севере носили пояса с железными накладками и пряжками, инкрустированные серебром, а на востоке - пояса с маленькими завязками и длинными подвесками-амулетами. Общим элементом были фибулы в форме животных или геометрических фигур, которыми скрепляли верхнюю одежду. В захоронениях, заложенных до середины VI в. обнаруживаются ременные четырехугольные пряжки, браслеты, кольца и бусы из бисера.

Пряжки вестготов

Сто тысяч вестготов, которые в 507 г. проиграли битву при Пуатье королю Хлодвигу из династии Меровингов, потеряли в этой битве своего короля Алариха II и Тулузское королевство. Им не в первый раз приходилось менять свои места обитания. Поэтому они перешли через Пиренеи и основали Толедо, положив начало современной Испании. Свидетельства их присутствия до этих эпохальных событий на среднерусской равнине обнаружены археологами в захоронениях, заложенных до середины VI в. Там обнаружены ременные застежки в виде серебряных и железных пряжек, а также и литые фибулы с тремя выступами, кольца, браслеты.

Костяная пряжка волжских булгар 10 века н. э. Бронзовая пряжка 10 века
Эти две пряжки датируются археологами 10 веком. Первая пряжка, круглая, слева, костяная, вторая, найденная в поселении волжских булгар, бронзовая.
Пряжка костяная 6 в н.э. Тюркская пряжка 6 в н.э.
А эти две пряжки, соответственно костяная и бронзовая, гораздо древней. Они датированы 6 веком нашей эры. Эти пряжки из поселений волжских булгар - свидетельство архаичного прикладного искусства кочевых тюркских племен.

Со временем примитивные древние пряжки варваров облагородились и стали воистину шедеврами прикладного искусства. Такие пряжки развитых прикладных культур наглядно продемонстрировала экспозиция, организованная Государственным Эрмитажем в период с 19 июня по 16 сентября 2007 года.

Выставка проходила при участии Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного Исторического музея, Музея древней и ранней истории (Государственные музеи Берлина) Фонда Прусского культурного наследия, Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО" при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федерального агентства по культуре и кинематографии. Это была выставка первого российско-германского проекта, который призван показать на археологическом материале взаимосвязь культурно-исторических процессов периода раннего средневековья в эпоху династии Меровингов на обширном пространстве части Европы от Урала до Балтики.

Все находки, найденные археологами в Замошче, такие как позолоченные серебряные пряжки для элитных ремней аристократии и другие украшения для платья, как мужского, так и женского, ученые относят ко времени начала Великого переселения народов. В продолжение этой великой эпохи пространство от Балтики до Урала было местом, которое пересекали многие народы. Этим объясняется богатство археологических находок, обнаруженных на Украине, в Крыму, на территории южной России и Польши.

Античная цивилизация, ни эллинская, ни римская не ввела в употребление ремня с пряжкой, как необходимый аксессуар. Греки и римляне пользовались поясами, которые были значимой частью как мужского, так и женского имиджа. Пояс считался необходимой частью знаковой системы в социальной иерархии. Начиная от самых первых цивилизаций, знакомых историкам по остаткам материальной культуры, таких, как Крито-Микенская культура. Или, к примеру, цивилизация древних городов Шумера и Вавилона не создали кожаного пояса с пряжкой.

Державная цивилизация Древнего Египта или Древней Персии употребляли кожаные ремни с пряжками, как застежками, но только в определенных целях. Египтяне, например, изготавливали первые известные археологам складные походные кровати для офицеров своей армии. Такая походная кровать представляла собою деревянную раму со складывающимися ножками. Основу лежака выполняли кожаные ремни с пряжками, регулирующими степень натяжения ремней на раме. Всюду, в полисной цивилизации Греции, в государственно-правовой цивилизации Рима пояса являлись частью знаковой социальной системы. Пояс был знаком состоятельности и социального положения своего хозяина. Чем ниже социальное положение, тем беднее и уже был пояс, а парии общества, такие как, например, проститутки, танцовщицы и гетеры не имели права носить поясов.

Пряжка костяная 6 в н.э.Пряжка костяная 6 в н.э.
Эта пряжка, изготовленная из серебра, позолоченная, найдена в Польше в поселении Замошче или Замостье и датируется началом V века. Серебряная пряжка с чернью, с изображением бога морей в окружении морских животных первой половины V века из городища, расположенного в районе села Алёшки на Украине.
Пряжка костяная 6 в н.э.Пряжка костяная 6 в н.э.
Серебряные пряжки, инкрустированные бронзой и альмандинами найдены в Крыму (г.Керчь). Это так называемые орлиноголовые пряжки второй половины V века.Серебряная пряжка с изображением льва второй половины VI века из раскопок в Южном Крыму.

То же можно сказать и о европейской и русской традициях. Во всей Европе, в том числе и в России пояс воспринимался символом достоинства и мужества. Отсюда и один из главных ритуалов посвящения в рыцари, когда кандидата в рыцари ударяли мечом по плечу и повязывали ему рыцарский пояс, как знак его нового статуса. В России пояс также считался символом мужества, чести и достойного социального положения. Пояса носили не только мужчины. Женский пояс символизировал, кроме принадлежности к значимым социальным кругам, еще и чистоту непорочности, целомудрие и женскую верность.

Что же оставалось в таком случае народным низам? Чем могли простые люди отметить свое достоинство, мужество, чистоту и непорочность? Им оставался в удел "народный пояс" -- пеньковая веревка или кожаный ремешок с пряжкой. Дело обстояло именно так. То есть "народный ремешок" с пряжкой, да еще военные с их амуницией создали и сохранили пряжку в веках. И именно военные ввели пряжку в употребление, а затем даже и в ранг модного аксессуара. Сначала военная амуниция обходилась без ремней с пряжкой, а продолжала использовать пояса и перевязи вроде банделье, к которым крепилось холодное оружие. После изобретения пороха и огнестрельного оружия пояса, и банделье выродились в модное украшение. Но перевязи "модернизировались" и дожили до наших дней в виде портупеи. Военные перевязи со временем стали кожаными и прочными, так как служили и для крепления к ним огнестрельного оружия, и как "знаки различия" разных войск. Пряжки перевязей служили не только декоративным украшением, они также являлись "знаками различия". Пряжки были разными и в армиях разных государств, дабы во время военных действий не перепутать "своих" и "чужих".

Изменчивая судьба пряжки

Примерно тогда же, в XV и XVI веках, постепенно переходя из военного быта "на гражданку", пряжки стали становиться модным аксессуаром. Пряжки появляются при королевских дворах, в одеждах придворных. Естественно, пряжки начинают изготавливать и из драгоценных металлов. Серебряные пряжки, впрочем, как и золотые стали появляться на шляпах, перчатках и манжетах придворных, не говоря уже о башмаках с пряжками. Золотые и серебряные пряжки наводнили королевские дворы. Царствование пряжек в высшем свете ввел в моду Людовик XIV. Так продолжалось до эпохи Просвещения, когда в преддверии Французской буржуазной революции пряжка, а тем более дорогая, золотая или серебряная пряжка начинает игнорироваться просветителями как пережиток вырождающегося аристократизма. Передовые интеллектуалы и буржуа обходились без поясов и без пряжек. Они носили подтяжки.

Таким образом, ремень с пряжкой отступает на свои исходные позиции и, как и раньше, становится уделом повседневной жизни только военных и простого народа.

Но с развитием военного дела, кожаный ремень с пряжкой становится все более и более прагматичной и необходимой вещью. Количество полезных функций военного ремня отличается от двух функций ремня гражданского. Пряжка гражданского ремня служит, во-первых, для удобства застегивания и расстегивания, а во-вторых, гражданская пряжка несет украшательскую, декоративную нагрузку. На военном ремне, носимом поверх мундира или шинели, может крепиться кобура для индивидуального оружия, полевая офицерская сумка, подсумки для патронов или гранат, штык-нож или портупея сабли или кортика. Пряжка военного ремня оформлялась с особенной тщательностью, так как пряжки, а также и пуговицы на военной форме обычно несут государственную символику, символику рода войск или вида деятельности организации. На парадной одежде военных у солдат были ярко начищенные серебряные пряжки, у офицеров золотистого цвета. Эта традиция соблюдается почти во всех армиях мира.

До революции 1917 года в России все почти ходили в форме, а стало быть, и в ремнях с пряжками. Не только военные, но и гражданские ведомства имели свою форму и свои ремни с особыми пряжками. Вспомните Акакия Акакиевича из гоголевской "Шинели". Он мечтал о новой форме, о новой шинели. Ремни с пряжками носили гимназисты, учащиеся реальных и кадетских училищ, студенты. Даже профессора носили форму. Свои пряжки, каждую со своей символикой имели пожарники и почтальоны, железнодорожники и инженеры. Каждое инженерное ведомство имело особую форму и особый ремень с пряжкой. Инженеры горные - свою пряжку, инженеры-строители - свою, и так далее. Вероятно, такая "форменность" порядком всех утомила, и всеобщее стремление "распоясаться" стало синонимом свободы, ее символом в моде тех лет. Поэтому накануне Первой мировой войны, в период глубокого упадка всяческого формализма и любой строгой формы во всем мода отвернулась от всяческих пряжек. От серебряных пряжек и золотых, от пряжек с инкрустацией и пряжек по-античному строгих и лаконичных, от пряжек на перчатках и на туфлях. Мода вернулась к поясам и кушакам. Ремень с пряжкой вновь остались уделом простого народа и военных. Но к ним добавился еще один контингент хранителей пряжек. Этот контингент сформировали спортсмены. Они присвоили себе пряжку как необходимый атрибут спортивной одежды.

Все двадцатое столетие пряжка, отвоевывала свое положение в царстве моды. Конечно, если бы не кровопролитные войны и революции, она бы дольше возвращалась в мирную жизнь. Но снова именно военные и спортсмены сделали то, что называется "вторым дыханием". Со второй половины двадцатых годов ремень с пряжкой воцарились повсеместно. Пряжка прочно водрузилась на школьных ранцах и портфелях, а затем оттуда плавно спланировала на модные женские сумочки. Попав в модную кожгалантерею, пряжка вскоре появилась на женских шляпках, а оттуда на манжеты плащей, пальто, а затем и курток. Декоративная пряжка восстановила свои утраченные позиции даже на обуви. И теперь пряжку можно увидеть не только на портупеях военных, на унтах летчиков и шлемофонах танкистов. Пряжка встречается не только на спортивном инвентаре и одежде туристов или спортсменов. Пряжка живет повсюду, часто даже и без ремня, просто как декоративное украшение.

Сегодня пряжка - неотъемлемый аксессуар как мужской, так и женской одежды. Разнообразные ремни с пряжками в наше время - это, прежде всего изысканность, не только украшающая одежду, но и формирующая стиль. И, как всегда, мода и изысканность изменчивы. Поэтому они и диктуют свои капризы модницам, старающимся угодить своей королеве - Моде. Сейчас все более модными и популярными становятся элитные ремни с серебряными пряжками. Модны коллекционные серебряные пряжки с анималистикой - с серебряными или золотыми крокодилами, львами, бизонами, летучими мышами. Модны серебряные пряжки в экзотическом этностиле. Но одно должно их объединять - ручная работа. Это сейчас ценится превыше всего - пряжка ручной работы.


Сумка-рюкзачок
УвеличитьСумка-рюкзачок
Купить

Цена: 3000.00 руб.

Depeche Mode Memento Mori
УвеличитьDepeche Mode Memento Mori
Купить

Цена: 7800.00 руб.

 

Быстрый поиск

Категория

Название

Цена

от: до:

Расширенный поиск


| Ремни a la Vintage || Молодежные ремни || Модные ремни || Как мы делаем ремни |
| Статьи || Словарь моды || История сумки || Легенды о змеях || Карта сайта |

Hm.mnemosyne.ru - Ремни Ручной Работы © 2006-2024
WhatsApp, Telegram, 8-904-512-44-66; +7-952-364-08-40