Образ мира
Глеб Лебедев
Он парит над городом вот уже третье столетие. Он видел все -- его строительство и
славу, трагедию и подвиг. И сам делил их с Петербургом -- Петроградом -- Ленинградом: горел и
его восстанавливали; собирал вокруг себя любопытствующих и знатоков; промерзал до
сердцевины своих металлических суставов в зимнем одиночестве революционных ночей. Все три
столетия вподряд он несет над Петербургом, в башне Кунсткамеры, очертания океанов и
материков, целостный и ясный образ мира.
Ровно двести восемьдесят лет назад, в 1713 году, Петр Первый впервые увидел его в
запущенных аллеях барочного парка Шлезвига, в замке Готторп, который он с датским королем
только что оккупировал, как крепость ненадежного немецкого герцогства, союзного шведам.
Причудливый сад с павильоном построил старый герцог Фридрих III, умный чудак немецкого барокко,
астроном и мистик. В зале павильона, украшенном портретами Николая Коперника и Тихо Браге, среди
чудовищ и аллегорий величаво высился и при желании медленно вращался этот Глобус. "Hic habitant
leones" -- "Здесь обитают львы" -- мерцала сквозь градусную сетку ученая латынь. Весь
изученный мир можно было окинуть единым взглядом, а войдя внутрь Глобуса, зажегши свечи,
наблюдать поблескивающее золочеными звездами вращение небесной сферы Зодиака. Петр был
настолько потрясен и заворожен этим маленьким чудом немецкого барокко, что союзнику -- датскому
королю -- ничего не оставалось, как подарить русскому царю Готторпский Глобус. Так
переместился он с одного конца Балтики на противоположный, в новопостроенную столицу
России. Через пять лет, в 1718 году, начали строить здание кунсткамеры -- с величественной, едва не
наравне со шпилем Петропавловского собора и другими архитектурными доминантами,
устремленной к небу башни. Башню строили, как и в Шлезвиге, специально для Глобуса.
Башня Глобуса, окнами на все стороны
света, венчает корпус музея, Кунсткамеру, первого музея России, созданного царем-реформатором. С 1725 года в прилегающих корпусах разместились Российская Академия наук, Академическая библиотека, университет и гимназия при нем.
Светская наука, культура и образование - вероятно, то лучшее, что получила страна от
петровских реформ, -- сконцентрировалось в этом здании. Отсюда отправлялись академические
экспедиции для изучения России от Камчатки до Крыма. Здесь блистал и ратоборствовал Ломоносов.
Сюда приводили для испытаний и обучения умных недорослей и школьников. В зале под Глобусом
дискутировали и оттачивали научные замыслы, а витрины Кунсткамеры год за годом заполняли
минералы и образцы, книги и диковины -- со всех концов страны, а со временем -- и со всего мира.
Кунсткамера по-прежнему принадлежит Российской Академии наук. В ее залах и хранилищах
собраны уникальные в своей одушевленной одухотворенности коллекции экзотических
культур. Народы и племена, страны и материки, словно оживают в этих залах. Люди всех цветов
кожи, исповеданий, занятий представлены в их жизни, быте, творчестве. Немного найдется равных
этому этнографическому музею в центре Петербурга. Это калейдоскоп образов,
гармонически соединяющихся в Образ Мира.
Глобус, по-прежнему венчая музей, кристаллизирует в себе этот образ мира. На
поверхности его основа культурного наследия всех материков Земли, заново вычерченных
русскими картографами после пожара в середине позапрошлого столетия.
Но только сейчас приоткрыл для нас тайны Готторпского Глобуса молодой немецкий
архитектор Феликс Люнинг. Он приехал из Шлезвига, рассказать Петербургским ученым и школьникам о
создателях Глобуса -- искусном механике Андреасе Бёше и придворном астрономе шлезвиг-голштинских
герцогов Адаме Олеарии. В "петербургский синклит" ученых, художников, мастеров и поэтов
следует включить и это имя, отделенное двумя поколениями от Петра и Петербурга.
Фотография И. Рийка
Олеарий, ученый секретарь голштинского посольства в 1633 -- 43 годах неоднократно посещал Россию. Побывал и в
Персии, и его "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно" -- одна из
лучших книг, расскрывших европейцам нового времени таинственный мир Евразии. Вернувшись из
путешествий, он построил для герцога Фридриха чудо земной и небесной механики -- Готторпский
Глобус, с первым в истории планетарием и небесной сферой Коперника. Это была модель мира в гармонии
земных и небесных сфер, квинтэссенция культуры барокко.
Историк и этнограф, лингвист, географ, математик и астроном, своего рода "голштинский
Леонардо", Олеарий открывал для себя и европейцев Россию, умом любознательным и
доброжелательным. Он постигал не только хитросплетения церемониалов царского двора, но и
простодушие русской пляски, и любопытство детишек, натащивших послам малины в Ладоге.
Старая Ладога, первая крепость на русской земле у выхода в Балтику, историческая предшественница
Петербурга, была для Олеария первой стоянкой в России во время его путешествия. И мы знаем
сейчас, какой была Ладога в XYII веке -- по гравюре из книги Олеария.
Он не думал, глядя с зеленого холма древней погребальной "сопки" на каменные
стены вокруг ладожского храма св. Георгия, что видит первую столицу Руси Рюрика. Город, где в
далеком IX в. утвердил впервые свою власть легендарный основатель великокняжеской
династии Древней Руси и где впервые завязалась нить связей, соединивших Скандинавию и Византию,
где началось вечное движение великого народа по Пути из Варяг в Греки. Ладога -- Пра-Петербург. Это
мы знаем сейчас, после столетнего цикла археологических исследований, продолжающихся и в наши дни.
Шлезвиг, откуда приезжал Олеарий, имеет, как и Ладога, исторического
предшественника, зародившегося в "эпоху викингов". Этот Пра-Шлезвиг, заброшенный город
VIII -- XI веков, Хайтабу -- "селение язычников", молчаливо лежит, окруженный зеленым земляным
валом, неподалеку от замка Готторп. В 1050 году он был сожжен конунгом Харальдом Грозным,
норвежским зятем Ярослава Мудрого, а на фасаде замка Готторп иронической рукой судьбы выведена
дата одной из перестроек: 1703. Ровесник Петербурга.
Не здесь ли, в приморском городке, пронизанном свежестью Балтики, среди фонтанов и
куртин барочного сада, над бастионами замка и узкими улочками, сбегающими к гавани, Петр воочию
вновь увидел свой "парадиз"? Глобус стал знаком и импульсом северной культуры,
объединившей Шлезвиг и Петербург. "Повесть временных лет" -- первый целостный памятник
нашей национальной литературы. В начале XII века она открывается читателю подробным описанием
Пути из Варяг в Греки, вечного пути Руси от языческого северного варварства к
эллинистической христианской духовности. Санкт-Петербург -- важнейшая ступень этого
духовного пути. Город, где на камне, попирая Змия, взметнулся его основатель. Он знал: куда скачет
гордый конь. Теперь наш черед продолжить этот путь. Поэтому образы Петербурга выстороились
вокруг глобуса Кунсткамеры, этого образа мира.
|
|