|
Арт-Мансарда А. КитаеваЖивописные видения
|
Когда я познакомился с Сашей Базариным, мне сначала было непонятно, как такой человек пишет такие картины. Мне был интересен человек, безоговорочно нравились картины, но соотнести их вместе я не мог. Саша - русский киник и стоик одновременно, который даже бытовые вопросы видит в метафизической пелене. Его обычная речь - афористична и парадоксальна. Критика - прямая и жесткая. Он - аскетичен и в разумных пределах пессимистичен. От такого человека следует ожидать если и не брутальной живописи, то достаточно жесткой или экспрессивной. Однако картины его совершенно другие. Саша Базарин не иллюстрирует и не интерпретирует свою философию и свой образ жизни картинами. Вместо этого он создаёт "иные" миры - населяет до боли знакомые архитектурные ансамбли и природные ландшафты невероятными сценами и персонажами: коровы, фламинго, свиньи на улицах Петербурга, деревенские старухи устроили посиделки на деревянной скамье между сфинксами, а по Неве как "Титаник" проплывает Спас на Крови ("Посиделки у сфинксов" 1997), пионер, дующий в тубу на Фонтанке, хоровод русских баб в белых платках и в светлых платьях вокруг Троицкого собора вознёсшихся в небеса ("Хоровод" 1998), дамы в бальных платьях в пейзажах с пирамидальными тополями или египетскими пирамидами на горизонте... Создаётся впечатление, что ты видишь сон наяву, в котором по необъяснимым причинам соединились части различных, во времени и пространстве несоприкасающихся миров и культур. При этом удивительно, что в этих фантасмагориях нет никакого принуждения, насилия - элементы экзотических давно исчезнувших культур вполне органично сосуществуют в нашем мире, деревенский быт - в городской среде... То, что невозможно в реальности, обретает убедительность в живописных видениях художника. В целом это напоминает Венецианский карнавал Русских архетипов. В работах Саши Базарина есть странные повторяющиеся детали. Скованные, одинокие, закомплексованные мальчики, невероятно широко расставленные глаза у персонажей, однотипно косоглазые девочки… На Казанском мосту на фоне храма Воскресения Христова стоит всеми забытый каталептический мальчик в окружении двух гигантских и зловещих котов ("Казанский" 1998). Ребёнок, тщетно пытающийся дотянуться до кружки молока на столе ("Стакан молока" 1998). Грустные женщины в экзотических нарядах, помещённые в пустынные пейзажи, которые подчеркивают их одиночество. Коровы и свинью на набережных и площадях Петербурга. Деревенские женщины, перенесённые с завалинок в пространство города. Героями сюжетов Саши Базарина являются дети (архетип ущемленного детства), женщины (мотив грустного одиночества и оторванности от мира) и животные (деревенский архетип в городской цивилизации). Но, я не обнаружил на его картинах ни одного мужчины. Как только мальчик вырастает, он вынужден покинуть живописный мир Саши Базарина. Ему там нет места. Этот мир слишком хрупок и эзотеричен для мужчин - в нём нет агрессии, брутальности, титанических страстей и прометеевых страданий. Вообще, эти и некоторые другие подробности - "находка" для психоаналитиков, хотя сам Саша Базарин определённо негативно относится к Зигмунду Фрейду... Психоаналитическая интерпретация напрашивается сама собой, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что главным героем в работах Саши Базарина является не природа и архитектура, не люди и звери, а СВЕТ. В работах Базарина его столько, что может позавидовать любой средиземноморский город. Ему нет преград, он лучится, проникает, пробивается сквозь листья, деревья, фронтоны, статуи и оседает тысячами розовых, голубых, изумрудных, перламутровых бликов, преображая дольный мир. У Саши Базарина свет имеет не только цвет, но и удивительную способность делать вещи, на которые он падает, если не прозрачными, то полупрозрачными, превращая их в цветовые фантомы. Свет не просто освещает и высвечивает, он освящает анимистическое единство мира. Валерий ВальранТворческая биография Александра Базарина | |||||||||
|