Мнемозина
Мужские и женские кожаные ремни
Мужские и женские кожаные ремни. История аксессуаров.
Хроника катастроф. Катастрофы рукотворные и стихийные бедствия.
История цветов
Цветы в легендах и преданиях. Флористика. Цветы - лучший подарок.
Арт-Мансарда А.Китаева
 Добро пожаловать на сервер Кота Мурра - нашего брата меньшего

Рейтинг@Mail.ru
Альманах сентенция - трагедия христианской цивилизации в контексте русской культуры Натюрморт с книгами. Неизвестный художник восемнадцатого века

Арт-Мансарда А. Китаева

«Исаакий. 1839»
Проект альбома

Иллюстрации к проекту: Исаакий. 1839.
Иллюстрации к проекту: Исаакий. 1839.
Иллюстрации к проекту: Исаакий. 1839.
Иллюстрации к проекту: Исаакий. 1839.
Иллюстрации к проекту: Исаакий. 1839.
Иллюстрации к проекту: Исаакий. 1839.
Иллюстрации к проекту: Исаакий. 1839.
Иллюстрации к проекту: Исаакий. 1839.
Иллюстрации к проекту: Исаакий. 1839.
Иллюстрации к проекту: Исаакий. 1839.
 

    -- под таким названием вошел в историю отечественной фотографии первый дагеротип первого в России дагеротиписта.

Осенью 2000 года планируется осуществление художественного проекта, посвященного культурологической интерпретации фотографической иконографии Санкт-Петербурга. Его предположительное название "Исаакий. 1839". Проект предусматривает создание большой выставки, где, собрав в единое пространство фотографии такого локального объекта как Исаакиевский собор, мы сможем проследить и этапы истории нашей страны и города, и этапы развития, становления как документальной, так и художественной фотографии от первого дагеротипа до новейших течений в современном фотоискусстве; а также сможем увидеть подлинную фотоаппаратуру и аксессуары, при посредстве которых создавалась эта уникальная иконография Санкт-Петербурга.

Предполагается, что выставка первоначально будет показана в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, а затем - на других выставочных площадках Петербурга.

Вот уже 160 лет Исаакиевский собор, являясь архитектурной доминантой и достопримечательностью Петербурга, неизменно попадает в поле зрения фотографов. "Октября 8-го, в Петербурге, г-н Теремин, подполковник путей сообщения, произвел удачный опыт, снятием через дагеротип, в продолжение 25-ти минут, Исаакиевского собора, и тем доказал, что и под 60 широты, осенью, дагеротип не теряет своего действия". Это короткое сообщение появилось в разделе "Разные известия и смесь" Санкт-Петербургского журнала "Сын отечества" осенью 1839-го года, всего через несколько месяцев после сделанного Домеником Араго на заседании Парижской Академии наук сообщения об изобретении Л.Ж.М. Дагером дагеротипии (07.01.1839), положив таким образом начало отсчета замечательной истории фотографии.

Факт съемки первого в России дагеротипа вошел в историю отечественной фотографии, но больше никаких сведений как о первом в России дагеротиписте Теремине, так и об этой его работе не сохранилось. Равно как не сохранилось и самопервое дагеротипное изображение еще строящегося Исаакиевского собора.

(Первые фотографические изображения в России были сделаны и продемонстрированы химиком и ботаником, академиком Петербургской Академии наук, Фрицше. Сделаны они были по методу Фокса Тальбота на материалах, изготовленным самим изобретателем, и представляли собой фотограммы с изображением листьев различных растений - май 1839-го года).

В 1862 году фотографом, имя которого история не сохранила, выполнена круговая панорама Санкт-Петербурга с башни Адмиралтейства. Карл Булла, создавший колоссальную иконографию Петербурга конца XIX - начала XX века, запечатлел в окружении Исаакия и первый электроперевоз через Неву, и последний наплавной мост, и первый постоянный, металлический. Борис Игнатович, классик советского фоторепортажа, в 1930-м году произвел первый в нашей стране фоторепортаж с самолета, создав уникальное изображение Исаакиевского собора с высоты птичьего полета. Вошли в золотой фонд военной фотожурналистики снимки блокадных фотографов Д. Трахтенберга, Б. Кудоярова, В. Тарасевича и др. Исаакиевский собор как объект постоянно присутствует и в произведениях современных фотографов-художников. Через их творчество мы сможем познакомиться с новейшими течениями в фотоискусстве.

Актуальность темы проекта определена следующими обстоятельствами. "Фотоистория Исаакия, прилегающих к нему площадей и зданий – это история имперской столицы, Петрограда, Ленинграда, Санкт-Петербурга на протяжении более чем полутора столетий" (Павел Кузнецов, издательство "Ступени"). Поэтому временная дистанция позволяет взглянуть на предмет исследования с исторических позиций и выстроить систему анализа, опираясь на достоверные документы, каковыми являются фотографии. Исаакиевский собор не только один из главных композиционных центров города и его архитектурных символов. Подобно шпилю Петропавловки и Адмиралтейства купол Исаакия доминирует в городской среде и просматривается с самых отдаленных точек, от Финского залива до правого берега Невы. Понтонный мост через Неву, сгоревший в 1916 году; Сенатская площадь; дом Лобанова-Ростовского; дом Шиля, где в 1849 году был арестован Достоевский; гостиница "Англетер", хранящая память о Сергее Есенине; Зубовский институт "штаб" русского авангарда ГИНХУК; здание германского посольства, откуда летом 1914 года были сброшены каменные кони; Мариинский дворец, где разворачивались многие политические события XX века – от революции 1917 до путча 1991, - наконец, трагические дни блокады. В советское время Исаакиевский собор, с его маятником Фуко, превратился в своеобразный "пуп земли" – символ богоборческой политики атеистического государства. Все эти вехи запечатлены фотокамерой. Причем речь идет не только о работах фотографов, оставивших заметный след в истории отечественного фотоискусства, но и о любительских фотоотпечатках.

На выставке будут представлены архивные фотоматериалы и документы, произведения фотоискусства советского времени, а также произведения современных авторов (фотографии, инсталляции), посвященные 160-летней истории запечатлений петербургской городской среды, прилегающей к Исаакиевскому собору и 160-летнему пути становления и развития петербургской и отечественной фотографии, а также подлинные предметы (фотоаппаратура и принадлежности к ней).

Альбом, созданный на основе уникальных фотографий, впервые собранных и изученных в предложенном нами контексте, вызовет несомненный интерес как у историков, искусствоведов и исследователей нашего города и отечественного фотоискусства, так и у всех интересующихся историей культуры Санкт-Петербурга.

* * * * *

В работе над проектом участвуют:

Временный творческий коллектив в следующем составе:

Александр Китаев, фотограф. Родился в 1952 году в Ленинграде. Начальное фотографическое образование получил в фотоклубе "ВДК" и на курсах фотокорреспондентов Дома журналистов. С 1978 по 1998 гг. работал фотографом на судостроительном предприятии. С 1975 года ведет активную творческую выставочную деятельность, автор 30 персональных и участник более 60 групповых выставок в Россиии и за рубежом. Член Союза Фотохудожников России (1992). Член объединения "Фотоpostscriptum" (1993). Член Союза Художников России (1994). В 1997 организовал (совместно с И.Лебедевым) фотошколу при фотостудии "Табурет". В 1998, в качестве куратора, организовал ряд выставок V Петербургской биеннале современного искусства. Произведения находятся в Российских и зарубежных государственных и частных собраниях. Имеет обширную библиографию. В настоящее время работает как free-lance photographer.

Демиденко Юлия Борисовна, искусствовед (Ленинградский государственный университет в 1988 г.), научный сотрудник Отдела гравюры XVIII-XX вв. Государственного Русского музея. В 19995 г. закончила аспирантуру ГРМ. С 1991 г. публикует статьи в журналах и сборниках по искусству. В качестве куратора организовала ряд выставок в галерее "Борей", выст. зале Музея городской скульптуры, Российском этнографическом музее, Всероссийском музее А.С.Пушкина; а также - в 1995-1998 гг. организовала и провела ряд показов мод. С февраля по июнь 1998 - редактор журнала "Новый мир искусства", с 1998 г. - регулярно сотрудничает с фотографическим журналом "Zoom".

Кузнецов Павел Вениаминович - родился в 1956 г. - историк, культуролог, философ, автор многочисленных работ по истории, отечественной философии и литературе. Соредактор философского журнала "Ступени" (Санкт-Петербург). Автор книги "Археолог" (1992).

Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

 
Вернуться в раздел Александра Китаева

|Карта сервера| |Об альманахе| ||К содержанию| |Обратная связь| |Мнемозина| |Сложный поиск| |Библиотека|
|Точка зрения| |Контексты| |Homo Ludens| |Арт-Мансарда| |Заметки архивариуса| |История цветов| |Мужские и женские кожаные ремни|