Книги  
 
Cat
Приглашаем также посетить
сайты-спутники:

Сайт, посвященный братьям нашим меньшим
Ремень ручной работы в подарок.

Арт-Мансарда А. Китаева

Раф
Выставка Р. Мангутова [2001 год]

Выставка Р.Мангутова
Выставка Р.Мангутова
Выставка Р.Мангутова
Выставка Р.Мангутова
Выставка Р.Мангутова
Выставка Р.Мангутова
Выставка Р.Мангутова
Выставка Р.Мангутова
Выставка Р.Мангутова
Выставка Р.Мангутова
Выставка Р.Мангутова
Выставка Р.Мангутова
Выставка Р.Мангутова
Выставка Р.Мангутова
Выставка Р.Мангутова
Выставка Р.Мангутова
Выставка Р.Мангутова
Выставка Р.Мангутова
Выставка Р.Мангутова
Выставка Р.Мангутова

Автор текста Александр Китаев.

Время от времени, иногда раз в год, иногда реже, я достаю коробку с фотографиями, на которой короткая надпись "Раф". Рассматриваю их: много начинаний, проб, "почеркушек", как говорят художники. Грубо обрезанные, без ретуши, плохо отглянцеванные. Но что-то в них манит и чарует. Каждый раз удивляюсь талантливости, мастерству и одержимости их автора, Рафаэля Мангутова. И печалюсь о его фотографической судьбе, и вспоминаю...

Раф - так мы его звали в дни споров, планов и надежд. И шутили, говоря о нем: "единственный Рафаэль среди фотографов". Он и держался Рафаэлем - королем Возрождения.

Был то общителен, то непроницаем, и всегда непредсказуем! Часто был скрытен, но не скрытностью скупца, а как бы обволакивал себя добродушно таинственной аурой: недоговаривал, намекал, интриговывал... Уходил от ответов на прямые вопросы так ловко, что и сам вопрошающий забывал, о чем спрашивал, втягиваясь в какую-то игру, пересыпанную шутками и байками, и уводящую, уводящую разговор далеко в сторону.

Никогда не выдавал секретов своей фотографической "кухни". И сейчас, спустя полторы дюжины лет профессионалы, разглядывая его снимки, которых сохранилось всего ничего, да и те - выхваченные поклонниками из помойного ведра, гадают: "как он это делал?"

Одержимый, "уколовшись импульсом к фотографии" (Савчук), он снимал много, запойно. А потом, - маг, колдун - шаманил в лаборатории, доводя, подчас неудачный и, на первый взгляд, не стоивший того сюжет, до блеска, до одному ему известного совершенства. Чтобы тут же выбросить его в мусорную корзину и опять идти снимать.

Тогда, в середине 70-х, мы, только-только вырвавшись из под цензурного гнета, бросились снимать чернуху, социальность, ерничали над набившей оскомину социалистической действительностью с ее фальшью и ханжеством. Тогда мы еще не знали, что все это есть в любой стране. А он снимал балет. Балет Эйфмана. И как снимал!

В остальном - традиционные жанры: город, натюрморт, портрет, "Ню". Много автопортретов. Что это? Что он хотел увидеть-разглядеть в себе? Или импульс был так силен, что за отсутствием модели фотографировал себя самого?

Много женщин. Обнаженных, и не совсем... Почти нет красавиц. По общепринятым меркам. Ему годились все, он из любой готов был сделать принцессу, чаровницу, таинственную и эротичную незнакомку.

То же и в натюрморте - все, что попало под руку, могло стать поводом для высказывания, или, по крайней мере, попытки высказаться. Совмещал в кадре заведомо несовместимые, до него никем в изобразительном искусстве не совмещаемые предметы, и - колдовал, колдовал...

Его город в каких-то, то таинственно мерцающих, то графично вычерченных, деталях декоративного убранства, снятых с совершенно немыслимого, непонятно как увиденного ракурса. И в том же ореоле Тайны, что и фотографии в других жанрах.

Пишу о живом, как о неживом: фотографии уничтожил, фотографировать перестал... Живем в одном городе, а ощущение - на разных полюсах планеты. Куда-то эмигрировал. В какую-то иную социальную среду. Петербург, некогда с такой любовью им снимаемый, так многослоен, что в нем возможно никогда не пересечься, гуляя по одним и тем же улицам.

P.S. Говорят, теперь он крут. Кто-то видел его с охранниками и радиотелефоном в руках. Верю! Чего-чего, а куража в нем всегда хватало!

Александр Китаев


Вернуться в раздел Александра Китаева

|В начало| |Карта сервера| |Об альманахе| |Обратная связь| |Мнемозина| |Сложный поиск| |Мир животных| |Библиотека|
|Точка зрения| |Контексты| |Homo Ludens| |Арт-Мансарда| |Заметки архивариуса| |История цветов| |Кожаные ремни|