

|
|
Время от времени, иногда раз в год, иногда реже, я достаю
коробку с фотографиями, на которой короткая надпись "Раф".
Рассматриваю их: много начинаний, проб, "почеркушек",
как говорят художники. Грубо обрезанные, без ретуши, плохо отглянцеванные.
Но что-то в них манит и чарует. Каждый раз удивляюсь
талантливости, мастерству и одержимости их автора, Рафаэля Мангутова.
И печалюсь о его фотографической судьбе, и вспоминаю...
Раф - так мы его звали в дни споров, планов и
надежд. И шутили, говоря о нем: "единственный Рафаэль среди
фотографов". Он и держался Рафаэлем - королем Возрождения.
Был то общителен, то непроницаем, и всегда
непредсказуем! Часто был скрытен, но не скрытностью скупца, а
как бы обволакивал себя добродушно таинственной аурой: недоговаривал,
намекал, интриговывал... Уходил от ответов на прямые вопросы так ловко,
что и сам вопрошающий забывал, о чем спрашивал, втягиваясь в какую-то
игру, пересыпанную шутками и байками, и уводящую, уводящую
разговор далеко в сторону.
Никогда не выдавал секретов своей фотографической
"кухни". И сейчас, спустя полторы дюжины лет профессионалы,
разглядывая его снимки, которых сохранилось всего ничего, да
и те - выхваченные поклонниками из помойного ведра, гадают:
"как он это делал?"
Одержимый, "уколовшись импульсом к
фотографии" (Савчук), он снимал много, запойно. А потом, -
маг, колдун - шаманил в лаборатории, доводя, подчас неудачный и,
на первый взгляд, не стоивший того сюжет, до блеска, до одному ему
известного совершенства. Чтобы тут же выбросить его в мусорную
корзину и опять идти снимать.
Тогда, в середине 70-х, мы, только-только
вырвавшись из под цензурного гнета, бросились снимать чернуху,
социальность, ерничали над набившей оскомину социалистической
действительностью с ее фальшью и ханжеством. Тогда мы еще не
знали, что все это есть в любой стране. А он снимал балет.
Балет Эйфмана. И как снимал!
В остальном - традиционные жанры:
город, натюрморт, портрет, "Ню". Много автопортретов.
Что это? Что он хотел увидеть-разглядеть в себе? Или импульс был так
силен, что за отсутствием модели фотографировал себя самого?
Много женщин. Обнаженных, и не совсем...
Почти нет красавиц. По общепринятым меркам. Ему годились все,
он из любой готов был сделать принцессу, чаровницу, таинственную и
эротичную незнакомку.
То же и в натюрморте - все, что попало под руку,
могло стать поводом для высказывания, или, по крайней мере,
попытки высказаться. Совмещал в кадре заведомо несовместимые, до него
никем в изобразительном искусстве не совмещаемые предметы, и -
колдовал, колдовал...
Его город в каких-то, то таинственно мерцающих,
то графично вычерченных, деталях декоративного убранства, снятых
с совершенно немыслимого, непонятно как увиденного ракурса. И
в том же ореоле Тайны, что и фотографии в других жанрах.
Пишу о живом, как о неживом: фотографии
уничтожил, фотографировать перестал... Живем в одном городе,
а ощущение - на разных полюсах планеты. Куда-то эмигрировал.
В какую-то иную социальную среду. Петербург, некогда с такой
любовью им снимаемый, так многослоен, что в нем возможно
никогда не пересечься, гуляя по одним и тем же улицам.
P.S. Говорят, теперь он крут. Кто-то видел
его с охранниками и радиотелефоном в руках. Верю! Чего-чего, а
куража в нем всегда хватало!
Александр Китаев
|
|