Мнемозина
Мужские и женские кожаные ремни
Мужские и женские кожаные ремни. История аксессуаров.
Хроника катастроф. Катастрофы рукотворные и стихийные бедствия.
История цветов
Цветы в легендах и преданиях. Флористика. Цветы - лучший подарок.
Арт-Мансарда А.Китаева
 Добро пожаловать на сервер Кота Мурра - нашего брата меньшего

Рейтинг@Mail.ru
Альманах сентенция - трагедия христианской цивилизации в контексте русской культуры Натюрморт с книгами. Неизвестный художник восемнадцатого века

Арт-Мансарда А. Китаева

Пейзаж
Выставка картин Константина Троицкого [2001 год]

Выставка картин Константина Троицкого
Выставка картин Константина Троицкого
Выставка картин Константина Троицкого
Выставка картин Константина Троицкого
Выставка картин Константина Троицкого
Выставка картин Константина Троицкого
Выставка картин Константина Троицкого
Выставка картин Константина Троицкого
Выставка картин Константина Троицкого
Выставка картин Константина Троицкого
Выставка картин Константина Троицкого
Выставка картин Константина Троицкого
Выставка картин Константина Троицкого
Выставка картин Константина Троицкого
Выставка картин Константина Троицкого
Выставка картин Константина Троицкого
Выставка картин Константина Троицкого
Выставка картин Константина Троицкого
Выставка картин Константина Троицкого
Выставка картин Константина Троицкого
Выставка картин Константина Троицкого
Выставка картин Константина Троицкого
 

Константин Александрович Троицкий родился в Ленинграде в семье филологов. Его мать - Ксения Константиновна (девичья фамилия - Бухмейер) происходит из старинной обрусевшей немецкой семьи, где все мужчины были потомственными военными, и её отец до революции закончил первый кадетский корпус. За своё дворянское происхождение он отсидел дважды в советских тюрьмах и лагерях, но каждый раз за него небезуспешно хлопотали высокопоставленные чины Красной армии (родственники). Ксения Константиновна закончила филологический факультет Ленинградского университета и поступила в аспирантуру. Однако к защите диссертации её не допускали - в Совете по защите диссертаций решили, что она - еврейка. Пришлось профессорам Ксении Константиновны обнародовать её пращуров - генералов русской армии. В это время дворянское происхождение было менее страшно, чем принадлежность к еврейской нации. После защиты диссертации Ксения Константиновна работала редактором в "Библиотеке поэта" и читала лекции в ЛГУ.
    Отец Константина Троицкого - Александр Александрович - родился в 1904 году в семье потомственных священников и закончил семинарию в г. Орле. Во время гражданской войны вступил в комсомол и через непродолжительное время стал третьим секретарём комсомола Украины. Однако неожиданно всё бросил и уехал в Москву вслед за любимой девушкой. В Москве он закончил Финансово-экономический институт и по распределению оказался в Ленинграде начальником безымянного производства, где и проработал ровно один день. Поняв, что он ничего не понимает в производстве, Александр Александрович поступает в Народный университет и одновременно учится на курсах японского языка. После окончания университета работал в Горлите - сначала цензором, потом редактором. Во время войны ушёл добровольцем на Ленинградский фронт. После войны работал редактором в "Советском писателе", где и познакомился с Ксенией Константиновной.
    Константин Александрович Троицкий родился 4 ноября 1953 года ("Скорпион" и "Змея").
    В 1971 году Константин окончил школу и поступил в Высшее инженерно-морское училище им. адмирала С. О. Макарова. Несомненно, этот выбор был предопределен славным прошлым рода Бухмейеров и близкое родство с морской династией Ралль. Однако через два года Константин понял, что его выбор оказался ошибочным, и он отчисляется из училища.
    С 1974 по 1976 год служил в армии в Германии, где впервые взял в руки рабочие инструменты художника - карандаш, кисть, краски, с помощью которых работал в армейской наглядной агитации. Вернувшись из армии, сразу же женился. Первый брак скоропостижно закончился, так как Константин решил посвятить себя живописи.
    В 1976 году Константин Троицкий берёт несколько уроков у художника Валентина Коволина на деньги, вырученные от продажи собрания сочинений Н. С. Лескова, которому всю жизнь благодарен за вспомоществование. Позже собр. соч. Н. С. Лескова было выкуплено и этот писатель стал одни из любимых. С 1976 до весны 1978 года работает в Мухинском училище на кафедре живописи старшим препаратором. В его ведении находилось всё, что необходимо для постановки учебных натюрмортов. В свободное время, а его было предостаточно, Константин ставил натюрморты для себя. Но мастерам было не досуг придумывать постановки, поэтому они сворачивали в скатёрочку натюрморты Кости и переносили их в собственный класс, а препаратор завершал начатое по памяти. Здесь уже было не до деталей, но зато появился навык решать всё обобщенно, исходя из композиционного целого. К тому же выручало врожденное чувство цвета (по аналогии с "врожденным слухом").
    Работая в Мухинском училище К.Троицкий посещает здесь же подготовительные курсы и в 1977 году сдает вступительные экзамены. Получив по рисунку первую четверку, а по живописи четвертую пятерку, он не идет на остальные экзамены, а поступает на следующий год в Серовское училище на отделение реставрации.
    Успешно сдав вступительные экзамены, Константин со своей будущей второй женой, Еленой Чуваевой (художественный псевдоним "Лёка"), уезжает провести остаток лета в Крым. Это была судьбоносная поездка. Крым и вообще средиземноморский ландшафт, природа и культура потрясли и очаровали Константина. Мотив южного пейзажа с этого времени станет сквозным в его творчестве.
    В 1978 году, когда К. Троицкий поступил в Серовское училище, ему было 25 лет - самый старший на курсе и самый зрелый. Поэтому он сразу же стал старостой курса и оставался им в течение всех четырёх лет обучения. К этому времени он успел поучиться в мореходном училище, отслужить в армии, жениться и развестись, два года проработать в Мухинском училище, непосредственно наблюдая и участвуя в учебных штудиях. Он примерно понял к чему сводиться процесс обучения и что собственно ему необходимо получить. Поэтому он и поступил в Серовское училище, где больше обращали внимание на технические навыки и меньше навязывали стилистическое единообразие. Отделение реставрации позволило ему досконально освоить историю техники живописи и особенно не мешало в творческих поисках.
    Однокурсники Константина, будучи намного моложе и инфантильней, относились к нему как к старшему брату, который мог уладить административные конфликты, дать квалифицированный профессиональный совет, помочь в разрешении житейских проблем. Среди однокурсников К. Троицкого было несколько талантливых молодых людей - Белла Матвеева, Кирилл Голубенков и др., которые впоследствии стали самобытными художниками. Вообще в учебных заведениях, особенно творческих, студенты часто учатся не столько у педагогов, сколько друг у друга. Творческая сопричастность в едином физическом, психическом и духовном пространстве на протяжении длительного времени является благодатной почвой для профессионального роста и художественной индивидуализации. Особенно если нет жесткого диктата со стороны мастеров-педагогов.
    Другим немаловажным фактором профессионального становления является окружающая социокультурная ситуация. Для конца 70-х - начала 80-х годов определяющим было противостояние официальной и неофициальной культуры.
    Несмотря на то, что газа-невские выставки самим своим фактом как бы легализовали ленинградский андеграунд, власти всячески противодействовали их дальнейшей публичности. Многие художники газа-невских выставок под давлением КГБ и по своей инициативе покинули СССР. Некоторые художники стали выставляться на Западе.
    Официальные выставки неофициальных художников в Ленинграде на протяжении второй половины 70-х крайне скудны как по количеству, так и по репрезентативности участников. В ответ на это стали проводиться многочисленные выставки на частных квартирах и мастерских. Некоторые из них превратились в постоянно действующие художественные салоны, содержатели которых всевозможными способами преследовались КГБ.
    Вторая половина 70-х и начало 80-х - эпоха квартирных выставок. Центр художественной жизни андеграунда вновь переместился в приватный сектор. Квартирные выставки проходили везде. Мастерская, квартира, комната в коммунальной квартире, где жил художник, поэт, любитель живописи или поэзии, превращалась в художественный салон. Убогие малогабаритные квартирки, комнаты в коммунальных квартирах были сплошь увешаны картинами и переполнены художниками, поэтами, учеными, интеллектуалами, любителями, коллекционерами. Именно здесь, на этих квартирных выставках и поэтических чтениях, на бесконечных кухонных посиделках в кругу друзей происходила консолидация контркультуры. Её участники не просто противопоставили себя официальной культуре, они создавали свою собственную, включая ценности, способы поведения, образ жизни.
    Константин Троицкий вошёл в неофициальную культуру задолго до поступления в Серовское училище. В 1972 году, будучи курсантом мореходного училища, он оказался в художественном салоне на частной квартире, где вместе с другими читал свои стихи. Именно здесь он познакомился с Алёной, Виком и С. Сергеевым, которые оказали значительное влияние на его становление и дружба с которыми впоследствии перерастёт в совместные художественные акции и выставки.
    Первая квартирная выставка, в которой участвовал К. Троицкий состоялась в 1978 году на ул. Марата. В ней также участвовали Вик, Алёна, С. Сергеев, С. Добротворский. В 1978 году была создана художественная группа "Алипий", которая обосновалась в мастерской на Лиговке 97, а позже переехала на Лиговку 127. Здесь художники работали, жили, устраивали выставки. В группу входили Алёна, Вик, С. Сергеев, В. Трофимов, В. Скроденис, А. Александров, Л. Фёдоров. К. Троицкий был тесно связан с членами этой группы. Эта открытая мастерская просуществовала до 1984 года.
    В том же 1978 году К. Троицкий тесно сблизился с членами группы "Летопись". Она была организована в 1977 году Б. Кошелоховым и в неё входили Е. Фигурина, Т. Новиков, Л. Федоров, Р. Утехина, М. Горошко, А. Васильев, Н. Полетаева. Группа просуществовала два года. В 1978 году, когда лидер группы Б. Кошелохов уехал на три месяца в Италию и там с присущей ему радикальностью экспонировал свои холсты, прибивая их к стенам огромными гвоздями, Т. Новиков занял нелегально пустующую коммунальную квартиру в бывшей церкви " Кирилла и Мефодия" и сделал её мастерской группы "Летопись". Три месяца там работали художники и постоянно делали выставки. В конце концов, в качестве посетителей оказались сотрудники КГБ и предложили в течение 24 часов освободить незаконно занятое помещение. В оставшиеся 24 часа Т. Новиков развил бурную деятельность - он обзвонил всех известных ему художников и пригласил их участвовать в однодневной выставке. В ней приняли участие, помимо группы "Летопись", группа "Алипий" (Вик, Алёна, С. Сергеев, В. Трофимов, В. Скроденис, К. Троицкий), ученики В. Гаврильчика с Васильевского острова - Ю. Богун и Е. Мусалин, а также Н. Зверев, В. Тиль, В. Филимонов и другие. Выставку торжественно закрывали наряды милиции, дворники и дружинники. Однако художники не успокоились. Они - основной костяк составляли представители двух групп: "Летопись" и "Алипий" - начали систематически проводить выставки на побережье Финского залива и в ближайших пригородах Ленинграда. Константин Троицкий был активным участником этих акций неповиновения.
    С 1981 года официальные выставки неофициальных художников стали систематическими. Чаще всего они проводились в Ленинградском Дворце Молодёжи. Константин Троицкий был непременным их участником. И даже когда он отсутствовал в городе, его работы экспонировались на выставках благодаря Т. Новикову.
    Летом 1981 года Константин Троицкий едет на реставрационную практику в Алупку в Воронцовский дворец. Здесь он знакомится с бывшим петербуржцем, реставратором Леонидом Тимофеевым, который стал духовным наставником Константина. Помимо практики К. Троицкий пишет крымские пейзажи. В это лето он был одним из организаторов и участников групповой выставки ленинградских художников в Крымской обсерватории. В ней участвовали Т. Новиков, Лёка, К. Троицкий, В. Афоничев, И. Тихомирова.
    В первый период своего становления 1972 - 1982, как отмечает сам художник, "С. Сергеев, а впоследствии даже младший по возрасту Т. Новиков, были моими старшими товарищами в искусстве. Я от них многому учился, много брал и до сих пор использую".
    После окончания Серовского училища в 1982 году Константин Троицкий уезжает в Крым в Симферопольский музей, где он работает сначала реставратором, а затем заведующим секции реставрации. Он пишет пейзажи и натюрморты, эпизодически наезжает в Ленинград, где участвует в различных выставках, но не так интенсивно как раньше. Три года в Крыму (1982 -1985), в изоляции от насыщенной художественной жизни Ленинграда, способствовали духовному самоуглублению, но провинциальная размеренная жизнь стала, в конце концов, препятствовать дальнейшему росту. В 1985 году умирает Леонид Тимофеев - друг и наставник Константина. Его смерть вызвала глубокий и затяжной кризис. Константин покидает Крым и возвращается в Ленинград.
    За три года город и друзья изменились до неузнаваемости. Если до отъезда в Крым художники объединялись преимущественно по эмоциональным параметрам, то в 1985 году уже существовали вполне оформившиеся художественные группировки. С. Ковальский, который с 1973 года организовывал квартирные выставки, в 1981 году стал одним из инициаторов ТЭИИ, в 1983 (вместе с В. Орловым) основал творческую группу художников "Пятая четверть". Т. Новиков в 1982 организует группу "Новые художники" (первая выставка - Т. Новиков, И. Сотников, К. Хазанович, Е. Козлов - прошла осенью 1992 года в Текстильном институте), из которой выросли "Новые дикие" и "Некрореалисты". В. Шинкарёв и Д. Шагин в 1984 году становятся инициаторами и идеологами группы "Митьки". Ф. Волосенков, В. Лукка, В. Михайлов в 1984 году объединяются в группу (неофициальное название "Три богатыря"), которая на протяжении более 10 лет интригует город стилистическими поисками и новациями. В 1985 году Б. Митавский и А. Исаков учредили группу "Остров", куда вошли художники различных реалистических направлений. Эти группы разработали вполне четкие художественные идеологии и проводили жесткую экспансионисткую художественную политику. Они пытались захватить и контролировать культурный капитал и доминировать в художественной жизни города.
    В этих условиях либо нужно было вступить в одну из существующих групп, либо стремиться создать свой яркий и индивидуальный стиль. В противном случае легко было затеряться среди многочисленной и безликой толпы аутсайдеров. К. Троицкий выбирает второй путь и уже через четыре года на выставке "От неофициального искусства к перестройке" (Гавань, 1989) он становится одним из самых популярных и продаваемых художников. Во время этой выставки у него было куплено шесть работ. Пришлось во время выставки полностью обновить экспозицию.
    С 1989 года К. Троицкий с группой художников пытаются создать собственную галерею. Эти попытки увенчались успехом в 1991 году открытием "Арт-Коллегии". К. Троицкий был одним из учредителей этой галереи. Но это стало возможно благодаря инициативе и многолетней поддержке Константина Голощапова, известного в Петербурге мецената. В течение 1991-93 гг. галерея функционировала в качестве координирующего выставочного центра. Первой крупной городской акцией было проведение выставки "Арт-Коллегия представляет" в Государственном Русском музее (1992 г.). Было осуществлено издание альбомов К. Троицкого, В. Григорьева, А. Крылова, Л. Абрамова.
    "Арт-Коллегия" организовала художественные выставки в Германии (Ахен, Баден-Баден, Карлсруэ, Гамбург), Франции (Эпонэ), Англии (Клеведон, Челтенхам), Финляндии (Порво), Бельгии (Шерлеруа), а также была участником крупнейших международных акций "Тиас" и "Арт-Токио" (Япония). Константин Троицкий не только участвовал во всех этих выставках и акциях своими работами, но нередко сам их инициировал и организовывал.
    "Арт-Коллегия" выступила в качестве организатора Третьей Петербургской Биеннале (1994, ЦВЗ "Манеж", участвовало более 230 художников из России, Германии, Австрии, Испании, США), Четвёртой Петербургской Биеннале (1996, "Восточная Европа: Spatia Nova", серия международных программ, репрезентирующих новые арт-технологии в новом посттоталитарном пространстве).
    До 1997 года "Арт-Коллегия" основные свои усилия направляла на различные широкомасштабные акции в городе и за рубежом. В собственной галерее хотя и проводились выставки, но они были ориентированы на узкий круг друзей галереи. В начале 1997 года Константин Троицкий стал директором галереи, а Вальран - куратором. Совместными усилиями была разработана выставочная программа галереи, которая стремилась выйти за рамки узко групповых интересов тех или других направлений и поколений художников и представить ландшафт современного петербургского искусства во всей возможной полноте. "Арт-Коллегия" приступила к осуществлению ряда культурных программ и проектов, в которых участвовали художники, фотографы, писатели, поэты, музыканты, философы. В марте 1998 года был проведен арт-фестиваль "Анатомия современного искусства Санкт-Петербурга", в рамках которого было проведено 11 двухдневных выставок, в которых участвовало 267 художников, поэтические чтения, встречи с писателями, музыкальные концерты камерных ансамблей, философская конференция "Петербургский архетип". "Осенний Фото-Марофон" 1998 года помимо экспозиционной программы включал театральные спектакли, презентации книг, 17 музыкальных концертов, теоретическую конференцию "Искусство фотографии и фото-искусство". В 1999 году "Арт-Коллегия" провела "Анатомию современного искусства С.-Петербурга N2". В рамках фестиваля прошло 10 трёхдневных выставок, приняло участие 83 художника. Музыкальная программа фестиваля включала девять концертов камерной музыки и выступления экспериментальных театров. В 1999 году был также проведен "Осенний Фото-марофон 1999" Выставки прошли в 6 музеях и 7 галереях и выставочных залах города. На 29 выставках было представлено творчество 137 фотографов.
    Константин Троицкий все эти годы был "душой и телом" галереи. Он не только участвовал во всех акциях и выставках, но разрабатывал художественную политику галереи и нередко выступал в качестве куратора и организатора многочисленных выставок. В 1997 -1999 гг. вся широкомасштабная и интенсивная деятельность галереи - от политики до развески картин осуществлялась им непосредственно совместно с Вальраном.
    С 1993 года зарубежная выставочная деятельность К. Троицкого проводится во многом благодаря бескорыстной помощи его друга, доктора Майно Хаена. Он был организатором четырех персональных выставок Константина, с большим успехом прошедших в Ахене.
    Не мы выбираем поприще в жизни, а оно нас. Но если выбор пал, то всё остальное зависит от нас самих. Особенно это касается артистических профессий. Художник - это не те или иные работы, даже если их изрядное количество, а путь, который выбирает художник и которому следует. Траектория жизни у художника подчинена траектории творчества.
    Центральной темой его работ является пейзаж. Сначала это были крымские пейзажи, затем, после знакомства с Южной Францией, средиземноморские и шире - южные пейзажи. Даже когда Константин пишет натюрморт или сюжет, он чаще всего использует пейзаж как фон, контекст или среду, в которой персонажи - люди и предметы - играют свои роли. Но эти роли не противопоставлены природе, а являются её производной. В его работах нет места отбросам цивилизации - человек и его продукты находятся в согласии, в гармонии с природой. Константин Троицкий - художник экологического рая.
    Натюрморты К. Троицкого лаконичны и аскетичны. На столе, который обычно стоит в саду или на берегу моря, реже на подоконнике, два - три предмета, которые кочуют из одного цикла натюрмортов в другой. Это - рыбы, груши, яблоки, сосуды (бутылка, рюмка, керамическая чашка).
    Сюжетные работы ограничены одной темой - любовное свидание и воркование. Он и она обнимаются, целуются, пьют вино. Нередко мужчина сидит на белом венском стуле, а дама - у него на коленях. Герои Троицкого обнажаются крайне редко, а если и делают это, то для того, чтобы изобразить ветхозаветных Адама и Еву до грехопадения. Обнаженность не как этап сексуального акта, а как атрибут имманентный природе.
    Вообще "двое" и число "2", по-видимому, является для К. Троицкого не случайным. Две рыбы, два яблока, две рюмки, два дома, два окна являются конструктивными элементами композиций. Особенно часто в пейзажах художника встречаются два дерева. В его буклете 1992 года из 12 репродукций в двух - два дома, в четырех - два человека и в четырех - два дерева, на одной из них на столе на берегу моря лежат две рыбы, а между столом и морем растут два дерева. Сам Константин это объясняет следующим образом: "1 - это один, 2 - это множество. Два дерева - это роща, два окна - это все окна в доме, два дома - город. Два - минимализм в действии".
    Пейзаж для К. Троицкого является микрокосмосом, в который вмещается не только вселенная, но и все виды и формы человеческих представлений и переживаний. Есть что-то близкое в мировоззрение китайских художников сунской династии, "согласно которому общие законы мироздания проявляются в каждом самом малом феномене природы и познаются через природу" (К. Самосюк). Но в отличие от отчужденных и внеличностных китайских пейзажей, работы Константина субъективные и в высшей степени чувственные. Если бы К. Троицкому было необходимо подобрать девиз, то, перефразируя известное высказывание - "Я - чувствую, следовательно, существую" - был бы для него наиболее адекватным.
    Чувственность Троицкого тотальна. Он не только любит вкусно поесть и сам является отменным кулинаром, но и замечательно рассказывает о вкусовых достоинствах и примечательностях тех и или других экзотических блюд. Он знает толк в хороших винах и сигарах. То есть у него повышенная вкусовая, обонятельная, температурная, тактильная и, конечно, сексуальная, чувствительность. По классификации Карла Юнга Константин относится к экстравертно-сенсорному типу, для которого полнота действительной жизни дана прежде всего в ощущениях, в сенсорном опыте. Когда такой тип полностью погружается в ощущения и исчезает в них, то становится несносным гурманом, грубым сладострастником или рафинированным эстетом. От крайностей К. Троицкого спасает творчество, поскольку происходит перераспределение энергий с чувственной сферы на производительную.
    И, тем не менее, атрибут чувственности явно присутствует в работах Константина. Они зрительно "вкусные", но это понимают только глазные "гурманы", остальные, если и не понимают, то принимают на подсознательном уровне. Может быть, поэтому у Константина Троицкого так много поклонников среди различных категорий зрителей.
    С конца 70-х годов, когда К. Троицкий начал выставлять свои работы на квартирных выставках, его живопись "индивидуальна и опознаваема" (Н. Барова). Но, в его стилистике происходили и продолжают происходить смены ориентиров. На заре своего творчества и вплоть до середины 80-х годов Константин был если и не экспрессионистом, то близок к ним. Работы этого периода экспрессивны в цвете, в линии, в форме. Следующее десятилетие (1985 - 1995) - поворот к классике, но, тем не менее, экспрессивность сохраняется. Вздыбленная холмами земля и отсюда кривая, отчасти закругленная линия горизонта. Деревья, существенно отклоняющиеся от вертикали, т.е. выросшие криво, причем угол отклонения у всех деревьев одинаков. Вообще Троицкий избегает прямых углов - дома, деревья, предметы натюрморта, даже иногда люди, изредка населяющие пейзажи, стоят косо, а не прямо. В этот период он использует контрастные сочетания цветов. С середины.
    90-х экспрессия цвета постепенно сменяется цветовой изощренностью, когда в рамках одного цвета достигаются очень сложные и тонкие переходы одних оттенков в другие. Линия горизонта в пейзажах постепенно выпрямляется. В них появилась классическая устойчивость и умиротворение.
    Но сохраняется от предыдущего периода "свет" и "тень" как знаковые и композиционно образующие элементыиндивидуальной мифологии и стилистики Константина Троицкого. Источник света, обычно это солнце, не явлен ни в одной картине, хотя его всепроникающее присутствии в виде сверхяркого света есть почти в каждой работе. Чрезвычайно яркому свету противостоят густые, темные тени. Тени есть у домов, деревьев, людей и вещей. Но размеры тени обычно значительно больше, чем сами предметы, которые их отбрасывают. И тень является для Троицкого ведущим солирующим инструментом в оркестровке композиции. Причем есть явная странность в соотношении света и тени. Столь яркий свет может излучать полуденное солнце, когда оно находится в зените, а гигантские тени возможны лишь при восходе или закате, когда солнце у линии горизонта. То есть время остановилось от восхода до полудня и от полудня до заката и мир застыл в метафизической тишине. Правда, если до 95 года эта тишина была напряженной и несколько тревожной, то сейчас она стала просветленной и умиротворяющей.
    Несомненно, "свет" и "тень" как знаковые инварианты живописи К. Троицкого дают богатые возможности для различного рода интерпретаций. "Ян" и "Инь", мужское и женское начала, и т.д. В структуре личности К. Юнга "Тень" - центр личного бессознательного, то есть то, что отвергнуто сознанием. Чем больше мы идентифицируем себя с социальными ролями, тем больше мы отвергаем "Тень", и чем более осознается "Тень", тем более человек самоуправляем. "Тень" - хранилище энергии, спонтанности, главный источник творчества.
    Если сделать фантастическое предположение, что тени на картинах Константина символизируют его личное бессознательное ("Тень" в терминологии К. Юнга), то за художника можно только порадоваться - он не только движется в верном направлении психологического роста, но у него огромные потенции для творческой самореализации.
    Наталья Барова в буклете К. Троицкого 1992 года искусно связала "тень" с проблемой времени. "Будучи бумерангом, преградой, фактором обратной перспективы и даже символом двойственности жизни, - тени также существуют и в реальном пространстве картины. Из-за этого все картины похожи на солнечные часы: они привязаны ко времени - и вне временных рамок. Нет конкретной фиксации времени - есть его дефиниция, определение. Нет исторического времени - но есть время природное и время суток".
    Мне представляется более перспективной пантеистическая или анимистическая интерпретация "тени" в творчестве Константина. Поскольку он если и не обожествляет, то наделяет душой деревья, дома, предметы, не говоря уже о людях, и все они, с одной стороны, устремлены к свету, к солнцу, к богу, а с другой - неразрывно привязаны к земле. И эта земная связь выражена в "тени". "Тень" как "Alter Эго", "Земное Я" каждой вещи в этом мире в отличие от оригинала, освещенного и освященного солнцем, божественным светом.
    Впрочем, как бы мы не интерпретировали те или другие элементы художественной системы Константина Троицкого, сама система вполне очевидно и не тривиально выражена в его работах.
    В живописи Константин Троицкий не искал, а находил и умело использовал и развивал свои находки. У него не было чрезмерных увлечений и подражаний различным направлениям живописи ХХ века. Уже в училище его работы отличает индивидуальный почерк и самобытность. Траектория его развития напоминает скорее плавную, чем зигзагообразную или прерывистую линию. Более того, эта линия все время стремится вверх. Создаётся впечатление, что Константину Троицкому не известны спады в творчестве. Он медленно поднимается к вершинам мастерства, всё выше и выше. Единственное, что он может позволить себе - это остановиться на некоторое время на каком-либо плато, перевести дыхание, обозреть пройденный путь и двинуться дальше, точнее выше.

Валерий Вальран

 

Творческая биография Константина Троицкий


Вернуться в раздел Александра Китаева
|Карта сервера| |Об альманахе| ||К содержанию| |Обратная связь| |Мнемозина| |Сложный поиск| |Библиотека|
|Точка зрения| |Контексты| |Homo Ludens| |Арт-Мансарда| |Заметки архивариуса| |История цветов| |Мужские и женские кожаные ремни|