|
Точка зренияПроблема русской идентичности в современной России.Очень много говорят и пишут о какой-то несуществующей, но должной образоваться, некоей нации россиян. Поскольку мы прекрасно знаем, что ни на какие идеологические экзерсисы кремлевские силовики и мыслители не способны (даже все идеи, связанные с трубой и ее эксплуатацией достались в наследство от «либералов», правда и они были искажены), то, естественно, всякие манипуляции с массовым сознанием и прочие политтехнологии исходят из одного источника - от укрепившихся в ельцинскую эпоху и заматерелых в цинизме по отношению к собственной стране и в преклонении перед «фирмачами», -- привластных либералов и демократов. Итак, поиск национальной идеи приснопамятного, выборного девяносто шестого года преобразился в идею создания некоей социально-экономической по сути, россиянской нации. Объектом эксперимента избран наш несчастный, истерзанный и пребывающий в состоянии полной политической апатии и психологической дезориентированности народ. Ведь совершенно понятно, что великий человек или великий народ может тяжело болеть, может умереть от болезни или быть убит в бою, но может быть и залечен до смерти. Наверное тогда намного легче будет строить мифы об истории его жизни и болезни. Почему русский народ есть великая нация? Для людей, которые могут возглавлять политологические фонды и заседать в Общественной палате, но не знать или притворяться, что не знают собственной истории, я рекомендую такие немодные, но непреходящие по ценности источники, как Ключевский, Костомаров, С. и Вл. Соловьевы, Бердяев, Федотов, Гоголь, Пушкин, Чаадаев, Достоевский, Толстой, Милюков, Струве и несть им числа. Но у нас ведь все не читатели, а писатели, как известно. Швыдкой, который сам заявляет о себе, что он только чиновник, учинил на телеканале «Культура» три передачи, очень показательные по тематике. Одну о поэзии, другую о философии и третью об истории, как бы констатирующие проблематичность их существования в современном мире. Вероятно, господам, вцепившимся мертвой хваткой в манипулятивную мифологическую идеологию, которую они творят, крайне помешало бы развитие именно этих дисциплин. Потому что на фактах мифов не построишь, на честном философствовании конъюнктурных, сиюминутных выводов не сделаешь, ну, а поэзия бывает гражданской, а если это не Тальков и «Любэ» и даже не Окуджава, а Галич, Высоцкий, Мандельштам или, не дай Бог, Некрасов с Лермонтовым, так ведь вообще станет ясно, что поэзия в России запросто заменяет общественную жизнь. А что же тогда будут имитировать из себя все эти медийнообщественнопалатные умники? Такой конкуренции им не выдержать. Как не выдержать нынешним правителям сравнения с Петром Алексеевичем или Владимиром Ильичем. Как бы к этим двоим ни относиться, но Россию они любили больше денег и больше собственной славы в веках. Выходцы из разлагающегося нравственно советского пространства восьмидесятых годов и разлагающиеся по сей день, совершенно антикреативные люди, болтают о создании этой новой нации и новой идентичности, во-первых, потому что на Западе модно говорить сейчас о новом мире, новых людях и новых формах бытия, а они, как всегда, низкоклонствуют и повторяют чужие зады. Во-вторых, сами посудите, это же уже все понимают, и я заранее извиняюсь за банальность: при отсутствии социальной политики и присутствии невероятной коррупции во всех вертикалях и горизонталях власти, при этакой рождаемости и этакой смертности именно среди русскоязычного населения, совершенно ясно, что болтовня на тему некоей новой общности людей, прекрасно прикроет их простенькое и плоское, как промокашка, убеждение в том, что китайцы или тюрки или еще кто-нибудь прекрасно обслужат трубу, а Россия для них звук пустой со всей ее историей и культурой. Эти мелкие, алчные, крайне узкомыслящие и не очень грамотные люди, наверное, сублимируют, когда брызжут слюной от русофобии, беснуются в ненависти к русской интеллигенции и истории, ведь совесть-то у них крайне нечистая, страну-то они приватизировали. На данный момент. Но после них хоть потоп. Параллельно этой устоявшейся русофобской модели с безумным желанием немедленно переписать всю историю, заменив Христа Перуном, а Жукова Власовым, а Кутузова… интересно кем? Наполеоном, что ли? Так вот, параллельно этой несложной схемке, которая умещается в самых коротеньких передачках нынешних массмедийных «аналитиков», анализирующих всю мировую историю в формате «двадцать минут» и брызжущих слюной в попытке доказать рождение русской литературы из Акунина и Сорокина, где по умолчанию вся русская культура, существует еще одна подленькая идейка, -- плод прикремлевской «мысли». Это идея игры в фашизм-антифашизм плюс имперская риторика, на которой так прекрасно накручивается рейтинг нынешних властителей , идея русского расового национализма. К ней, правда, сбоку прилеплен крестик официального православия, которое, как и всегда, верно служит власти, то есть на этот раз, уже просто трубе, потому что власть и труба в нашем случае одно и тоже. Со времен протопопа Аввакума, впрочем, лучшие люди нашей культуры поставили под сомнение право официальной и государственной трактовки свободы человеческой совести, что по максимализму, свойственному нашей натуре, привело в конце концов к бескомпромиссным установкам русской разночинной интеллигенции и к Великой Октябрьской Социалистической революции, кстати, ее полное название пугает их не меньше, чем упоминание пугачевщины и разинщины. Национализм, как известно, искусно раздуваемый и грамотно технологически примененный на рубеже восьмидесятых- девяностых годов привел к общей победе номенклатуры, как российской, так и в республиках, то есть к развалу Советского Союза. Хотя и тот национализм, если быть до конца честными, оказался выгоден прежде всего той советской партноменклатуре, которая сидела у кормушек, а потом все их приватизировала в пользу своих семей, а вовсе не народа. В России национализма не было, так получилось, что во все, столь различные и катастрофически прерывавшиеся периоды нашей истории, нация в нашей стране формировалась вокруг идеи и никогда по крови. В Киевской Руси - это была идея становления молодого варварского народа, принявшего христианство. Отличие от формировавшихся тогда же западных народов, точно на том же основании - варвары плюс христианство -- было только одно, -- западные варвары получили его на латинском языке, а мы на старославянском, перевод с греческого… Уже в период татарского завоевания это была идея столь характерная и типичная в будущем и навсегда для России, -- идея защиты собственной, осознаваемой идентичности и собственной земли, недаром идея земли и идея богородицы, земли, как пространства, земли, как родины, так крепко срослась с национальным самосознанием (см. народные песни и русскую поэзию). Национализм, как идейка, расовый, вообще-то унаследован от Гитлера и Хайдеггера сталинским соколом Сусловым и журналом «Молодая гвардия» и «Наш современник». Потом эстафету подхватила «Память» и вот теперь скинхеды, ДПНИ, Рогозин и прочие дети Кремля. В период московского собирания земель, самого тоталитарного и самого духовно скудного периода нашей истории, национальной идеей России было выживание самосохранение и накопление сил ради языка, веры, идентичности (совсем не расовой, все прекрасно знают, что это происходило не на киевских, а на новых, частично финноугорских, северо-восточных от Киева землях), когда народ отдавал права за правами во имя права своего государства существовать на свете. В имперский период петровской России, одной из самых могущественных и многонациональных империй в истории человечества, говорить об идентичности на почве крови просто смешно. Советская Россия многое унаследовала от гибкости национальной политики имперского периода. Ведь когда Ленин был жив, он откорректировал Сталина в национальном вопросе в сторону большей гибкости в праве самоопределения народов, вплоть до отделения, и это ложь, что в официальной советской пропаганде русский народ был «старшим братом», он официально был равным, который делился своей культурой и своей революцией. История русской идентичности это не предмет для этих коротеньких заметок. И к этому надо будет возвращаться много- много раз, чтобы понять себя нужно знать, откуда ты и зачем живешь… Прошлое, конечно, корректируется настоящим , но без самосознания нет будущего. Я боюсь, что русофобия, которая явилась, как преклонение стиляг и фарцовщиков перед фирмой и возведенная ныне в ранг почти государственной идеологии, уже довела до постоянного гробовскрывания и перекапывания могил истории, до полной растерянности народа, до абсолютной дезинформированности и дезориентированности по крайней мере двух поколений, уходит корнями в реакцию на сталинскую национальную политику в разных регионах Союза, но вызовет совсем не ту реакцию, которую ожидают ее адепты. Я не допускаю, что наш народ впадет в животный национализм гитлеровского образца, -- это исключено. Но локальные войны, попытки расчленения России, страдания бедных и слабых, полустихийное-полусознательное естественное развитие сросшихся с властными и правоохранительными органами этнических группировок, преступных не потому, что они этнические, а потому что при такой коррупции выживают и хорошо живут только преступники, приведет к новым тяжелым испытаниям для нашего народа. Россия, конечно, не погибнет и не впадет в фашизм, как бы ни хотели разыграть эту карту всяческие короли на час, -- мелкотравчатые пиарщики. Просто будет очень много горя для простых людей... Мы действительно какой-то полигон… А живем мы как никак в период великого переселения и миграции народов… Ну, а в том, что навязываемый национализм в конце-концов выльется в колоссальный социальный протест, кстати, органически присущий нашему народу и нашей культуре, ведь поиск правды и справедливости и есть наша национальная идея, я не вижу ничего плохого, потому что это справедливо. Одно страшно, такое воровство порождает большую кровь… Когда-то «Черная сотня» не спасла прогнивший царский режим. Тем более не спасет эта уже провалившаяся идея нынешних жалких выскочек. Проблема русской идентичности в современной России
|
|