Мнемозина
Мужские и женские кожаные ремни
Мужские и женские кожаные ремни. История аксессуаров.
Хроника катастроф. Катастрофы рукотворные и стихийные бедствия.
История цветов
Цветы в легендах и преданиях. Флористика. Цветы - лучший подарок.
Арт-Мансарда А.Китаева
 Добро пожаловать на сервер Кота Мурра - нашего брата меньшего


Рейтинг@Mail.ru
Альманах сентенция - трагедия христианской цивилизации в контексте русской культуры Натюрморт с книгами. Неизвестный художник восемнадцатого века

Точка зрения

Нам кажется, что нашим читателям будет интересно познакомиться с тем, что происходит в Сети в смысле идеологии. Что там крутится и варится в смысле мысли, возвышенной до переживания, а не купленной за деньги. На топкую почву ступило ногой человечество в последние полтора десятка лет. Оно выбрало деньги как критерий истины, свободы, совести… Оно отказалось от ценностей, а в Европе, даже постхристианской, это этические ценности Канта, наследника Сократа и Христа, а эстетические - культуры. Оно отказалось от идей, значит, от всего, что не связано напрямую с сиюминутным удовлетворением потребностей либо биологических, либо примитивно наслажденческих. Отсюда и все вытекающие последствия, прежде всего та самая пресловутая бездуховность, на которой так замечательно паразитирует всякая бездарность и бессмысленность. Ведь, если воистину считать "лабудой" всякий проблеск сознания на тему: зачем я живу, в чем смысл человеческой жизни, всякое бескорыстное движение мысли или чувства и измерять в денежном эквиваленте доброту, честность и искренность, то... Пришлось выкидывать за борт всю европейскую культуру, ибо с современной точки зрения она не только бессмысленна, но и вредна… А ведь в числе ее основных проблем были вопиющая несправедливость, как метафизическая, так и социальная, и проблема человеческого сострадания, как основополагающая, от притчи о милосердном самаритянине до "Блудного сына" Рембрандта... Сейчас неуместно и долго разбирать, почему и как в течение двадцатого века человечество отказывалось от вечных ценностей… Вопрос в другом: можно ли без них создать новую цивилизацию, как модно ныне говорить, планетарную? И куда, мягко говоря, денутся все те, кто не согласен отказываться от старых ценностей, к примеру, от собственной способности к критическому суждению, ну, например, о том, что Чехов и Б.Акунин несоизмеримы, даже не по одаренности, а по степени ответственности, совестливости, сочувствия и искренности? О том, что противостоять всеобщей меркантилизации сознания и стереотипизации ценностей можно только на личном уровне, потому что на всех остальных царят СМИ и ты не получишь права на мнение…Но пути назад нет... И вот неполный обзор того, что мы, редакция, обнаружили в Интернете… не только в Рунете, а в Сети. Это было год назад, поэтому за все ссылки не ручаюсь: они, эти маргиналы, часто меняют доменные имена и серверы, но общее направление то самое...

Новые леваки.
Заметки по поводу некоторых аспектов современного антиглобализма.

Очень долго нам всем казалось, что:
a) коммунизм умер и погребен на кладбище истории,
b) у левого движения нет будущего.

И постмодернизм, выражающий идеологию постиндустриального общества со всеми оного общества достоинствами и недостатками, почивал на лаврах сотворенной им же пустоты и пошлости, проистекающих уже из безыдейности, и бытия, становящегося от того иллюзорным. Никогда мир не был так пуст, как в последние десять лет. Миром правят не деньги и не идеи...

Миром правят, т.е. выбирают, прокладывают путь во времени и всегда только в одну сторону, как утверждает современная физика, только и всегда люди, их свободная воля, их разум, часто провоцируемые ложными идеями; люди, всегда использующие в качестве инструмента власть-деньги, которые невозможно отделить друг от друга. Не в конкретном, а в философско-историческом плане.

Мир был пуст, потому что был нарушен балласт: была уйма денег, которые в отсутствии идей самопровозгласились идеями и поторопились объявить последние почившими в бозе. Последствия могут оказаться непредсказуемыми, ибо уничтожают всякую надежду на рациональный позитив. И первое, что приходит на ум, безудержное стремление США разодеться в тунику Александра Македонского, украситься регалиями римского Юпитера и двинуться "просвещать" всех несогласных и непонимающих значения образования последней римской империи… Нам, зрителям, а не участникам процесса, предлагалось ожидать появления на сцене нового Нерона, в просторечии антихриста.

Позволю себе вспомнить давно забытые университетские истины по поводу диалектики процесса и взаимосвязанности, причинно-следственной, всего процесса, а значит, нет худа без добра и наоборот. Выражаясь менее витиевато, на горизонте две стремительно приближающиеся к нам идеи, которым предстоит определять двадцать первый век. Две идеи, каждая из которых не сможет существовать вне смертельной схватки с другой. Это новая ультралевая и неолиберализм (названия условные, черт их знает, как они их назовут, но по сути то самое).

Носителями новой ультралевой, я думаю, будут антиглобалисты, и она по внешним признакам, но никак не по внутренней сущности, будет отличаться от традиционных левых идей. Это будет ультра модернизированная смесь французского анархизма (Прудон), русского теоретического анархизма (Лавров, Ткачев, Бакунин), ленинизма и троцкизма. К ней могут примкнуть на первых порах все социальные маргиналы, включая национал-социалистов, но общего у них мало. Потому что, как неолиберализм, так и ультралевая, будут идеями планетарными, общечеловеческими, а национализму всех видов, от национал-либерализма до национал-социализма, придется корректировать ту и другую.

В России антиглобализм еще не оформился, они сами объясняют это тем, что мы находимся на переходе и не определились, кто мы есть, -- второй, первый или третий мир. Они (антиглобалисты) утверждают, что в первом, развитом мире, они -- протестанты, в третьем - они партизаны в джунглях, а во втором их нет, потому что сам оный мир - фикция [http://altkrajkom.narod.ru/cwet.htm]. Но мы же не будем вечно дрейфовать между двумя мирами, тогда и они определятся: ходить им на демонстрации с камнями или брать в руки оружие и двигаться в тайгу. Только, пожалуйста, не обольщайтесь: никакие пиарщики никакими технологиями не создадут искусственно левую оппозицию. Она шагнет из жизни на экран и настоящему действительному неолиберализму придется противостоять ей. Это будет действительность, а не сконструированная реальность. В том числе и потому, что новая ультралевая - это развитие левой идеи в бок, в сторону от основного ствола социализма-коммунизма, который спилили, а дерево растет, потому что корни целы. И вырвать его с корнем не в человеческой власти. Ибо всегда будут люди, для которых справедливость, как смысл, оправдывающий их существование, важнее достатка, успеха, преуспевания. И повлиять на их сознание невозможно. Они сами называют себя социальными камикадзе.

Совершенно бесспорно, что традиционные человеческие ценности: семья, государство, безопасность, возможность состояться, как в социуме, так и в творчестве, будут трансформироваться, и они, как новая ультралевая, не могут быть истреблены, поэтому трансформироваться будут и инструменты, и методы общежития и общественного договора, присущие либеральному обществу, а именно: демократия, соотношение государства и личности, при расширении понятия государства на целые кусты или сообщества государств. И именно это, скорее всего, нам следует понимать под глобализацией, а не примитивизацию этого понятия через демонизацию ТНК, МВФ, ВТО. Тем паче, что речь пойдет о межцивилизационных, межконфессиональных соглашениях и компромиссах.

Я уверена, что двадцать первый век начался одиннадцатого сентября 2001 года. Просто потому, что раз пролилась кровь, началась война. Она объявлена без идеологической артподготовки. Вернее, этой артподготовкой была вся предыдущая история идей. Война будет невидимой, партизанской, идейной и действительной, как в реальности, так и в виртуальности.

Кстати, в процессе прочтения анархических и радикально-экологических сайтов я выловила две крайности, которые стремятся навстречу друг другу: российскому антиглобализму сочувствуют одинаково, как теоретик Борис Кагарлицкий [http://2001.novayagazeta.ru/nomer/2001/32n/n32n-s19.shtml], так и некто А. Цветков (бывший лимоновец и дружбан Дугина). Свою статью, посвященную складывающейся идеологии антиглобализма Цветков, не очень грамотный, но очень убежденный молодой человек, причудливо заканчивает так: "Я приветствую всех, кто ворует в магазинах. Я приветствую всех, кто говорит на непонятном для большинства языке. Я приветствую всех, кто словом и дело оскорбляет представителей закона при задержании и просто так, ради лишней порции адреналина в кровь. Я приветствую всех, кто ненавидит финансового дьявола и всех его слуг вне зависимости от их формальной "ориентации". Я приветствую всех, кто верит только внутреннему голосу и смеется в лицо говорящим от имени "здравого смысла". Я один из вас. Homo Homini Daemon. Если у вас нет денег, чтобы купить мою книгу, попробуйте ее украсть". (А. Цветков. "Анархия non stop"). Это почерк Базарова и Писарева. И я точно знаю, что не с "Идущими вместе" будет менять книги молодежь. Хороший процент университетской молодежи, происходящей из разных слоев общества, уже считает эту книжку своим катехизисом. Так что мы за эти десять лет придумывания национальной идеи просмотрели жизнь. Впрочем, в России так было всегда...

Н. Зардарян

Вернуться в раздел


|Карта сервера| |Об альманахе| ||К содержанию| |Обратная связь| |Мнемозина| |Сложный поиск| |Библиотека|
|Точка зрения| |Контексты| |Homo Ludens| |Арт-Мансарда| |Заметки архивариуса| |История цветов| |Мужские и женские кожаные ремни|