Книги  
 
Cat
вулкан
Хроника катастроф. Катастрофы рукотворные и стихийные бедствия.
История цветов
Цветы в легендах и преданиях. Флористика. История цветов.
Арт-Мансарда А.Китаева
Виртуальные фотогалереи для поклонников изобразительных искусств.
Ремень в подарок.
Легенды о змеях.
История пояса, ремня, с древнейших времен до наших дней.

Точка зрения

Четвертая заметка из обзорно-аналитических цикла Н. Зардарян называется «Почему Кириллов?» Потому что этот герой Достоевского из далекой середины девятнадцатого века никуда не делся… Он как ванька-встанька и ванька-каин вечней вечного жида… На основании философии и утверждения смерти, как насильственной, так и самоубийства, на основании равнодушия к жизни и человеконенавистничества, формируются самые реакционные, обскурантистские и слизкие ценности нашего времени, как, впрочем, и всех времен… Слизкие потому что гнилостные, гнилостные, потому что трупные… Дальше посмотрим, как респектабельность совмещается со всем этим через национализм, реваншизм, посредством политики и персоналий… Но это в следующий раз...

Почему Кириллов?
заметка четвертая

Кириллов, герой «Бесов», грозное прозрение Ф. Достоевского. Прозрение и предупреждение: нигилист -- это человек, отрицающий смысл и цену жизни. Доведенный до абсурда, -- это человек, отрицающий смысл и цену не только чужой жизни, всегда являющейся средством для достижения целей поставленных волей нигилиста, но и своей собственной. Абсолютное утверждения небытия, ничто, никого. Отрицание, уничтожение, растворение в смерти, полное утверждение только ее победы… И тут сходятся гиперфашисты и крайнелевые, охваченные метафизическим страхом смерти, который и есть гностицизм.

Появляются не только новые сайты, но, что весьма существенно, старые приобретают то, чего раньше им не хватало - некую единую идеологическую направленность. Впечатление, что за дело взялись профессионалы из советского агитпропа. Может быть, они давно собирались с силами, но почему-то именно сейчас они активизируются. Они все словно проснулись, и судьба Палестины и Ирака, хотя это снова спекуляция идеологий на истинной беде человеческой, стала для них словно пища изголодавшимся. И как-то это все завязано на консерватизм формирующейся и претендующей на всевластие партии чиновников. Ну, что ж, русским мздоимцам присуща слезоточивость при «цветении русскости». На этом фоне и олигархи передовиками покажутся. Но о них позже… Это уже глобализм… и неолиберализм, а там другие родимые пятна и отметины: Пирс, Мальтус, Вебер, Спенсер, тот же аристократизм духа от Ницше и та же претензия на всеобъемлющую правоту и обладание истиной, да плюс к тому у наших еще и ошметки Маркса, которые из них топором не вырубишь...

Во всяком случае, теперь http://www.left.ru выглядит не столь по-дилетантски жалостно, как всякая самодеятельность. Теперь это вполне профессиональное веб-издание, не хуже какого-нибудь Dead-line или другого прочего. Читая и просматривая многочисленные, с позволения сказать, «материалы» обновляющейся «левой России», вовсе не ощущаешь возникновения обновления. Совсем напротив, лично на меня от всего этого нечистоплотного маразма веет протухшей плесенью 80-х и 90-х годов, которая наиболее ярко была представлена в таких изданиях тех лет, как «Наш современник» или «Молодая гвардия», здесь связь поколений явно налицо, и традиция агрессивна.

Новый раздел на сайте Left.ru - «Уголок дилетанта» (это, видимо, вместо пресловутого «красного уголка») http://www.left.ru/diletant/ и цель его - возрождение марксистской культуры, поиск новых путей культурно-политического становления, используя и новые технические средства, попытка дать возможность публиковаться тем, кто хочет попробовать свои силы в марксизме. Именно это мировоззрение, обновляемое авторами сайта, дает многим возможность достигнуть интеллектуальной и душевной стабильности, так как материалы действительно дилетантские и псевдонаучные. Основное их достоинство в популистском, псевдонаучном и весьма доступном характере изложения.

«Анархоориентализм» - это кипящий котел в эгалитарно мыслящих и дехристианизированных европейских головах, в котором варятся «свежие», не освоенные еще пласты восточных культур, заявивших о себе как о равноправных субъектах истории. Это не шутка, особенно если провести кое-какие параллели.

Если вспомнить, как трудно и сколько поколений русских народников разных течений и направлений осваивали европейскую философию, начиная с Вольтера и Руссо, вгрызаясь в Шеллинга, Гегеля или Сен-Симона и кончая марксизмом, пока, наконец, не появился великий спекулятивный и рассудочный прагматик В.И. Ульянов-Ленин и всеми своими работами «творчески развил» марксизм, приладил его к русским условиям, навязал аграрной стране с крестьянской общинной ментальностью теорию пролетарской революции и диктатуру пролетариата, навязал православному сознанию ересь социализма, как рая на земле, то не стоит свысока смотреть на попытки русских, американских и европейских анархистов понять и усвоить новую восточную ментальность, восточное мышление, азиатское видение мира. Для них это будущие, конечно же в великом глобальном и едином, анархически устроенном мире , равноправные культуры, сейчас же уже в самой своей ментальности содержащие новые для европейского ума технологии сопротивления.

Они серьезно и довольно свободно осмысляют опыт советского востоковедения, встречаются даже достаточно недурные работы, например, О. Киреев «исэ моногатари» и советская ориенталистика» - http://www.getto.rema.ru/anarh.html, где дан неплохой сравнительный анализ исторических методологий Ле Гоффа и Конрада.

На фоне таких кропотливых серых трудяг «блистает» все тот же А. Цветков (http://www.getto.rema.ru:8101/anarh/a_04.html) - статья «Искусство гностика как перманентная революция», постоянно теоретизирующий на страницах этого сайта, где он живописно нищ как всегда. Этот мастер словесной эквилибристики пользуется всеми подручными средствами последних десятилетий, обычно это общие места, ходячие истины и расхожие теории европейской тусовки от Лондона до Праги, бытующие среди всей кочующей массы богемной интеллектуальной Европы, как западной, так и восточной. Калейдоскоп понятий, которыми он оперирует, на самом деле не богат, и, в конце концов, понимаешь, что имеешь дело с чистой воды гностиком начала нашей эры. Кстати, и там, наряду с апокрифами христиан и неоплатонизмом, присутствовали и манихейство, и индуизм, и культ Изиды. Цветков, как всего лишь тот же самый гностик нового поколения, добавил европейских мистиков, буддизм, посолил политикой и сдобрил цитатами из Делеза и Фуко, хотя оба последние, по правде, хоть и кривые, а гуманисты... Сам же он, Цветков, очень опасен, архиопасен, как сказал бы его предшественник, Ленин. Я не оговорилась - в его варварской публицистике есть магия - он карикатура на Ленина, и он не может не быть популярен. Он суперпрост, примитивен и завораживающ для невежественных и испуганных молодых людей. Он знает простые ответы на сложные вопросы. И его главный ответ, самый страшный, его единственный позитив, подчеркиваю и выделяю, позитив всякой антиглобалистской тусовки (как крайне правой, так и анархо-левой, другого «позитива» у них нет, и это их объединяет в общий единый фронт противостояния человеческому рационализму, социальному оптимизму, фундаментальному христианству и демократическим общечеловеческим ценностям) - это фанатичный языческий, шаманский, имеющий общие корни, как с древнеегипетской, древнеинкской, ацтекской, так и с национал-социалистской, оккультной, эсесовской традицией - Культ Смерти. (Помните про Кириллова? Так вот - здесь обоснование).

А. Цветков оправдывает и объясняет нигилизм, перевертывая понятие «Ничто» на понятие Абсолюта. Ну, и дальше, как и положено антиподам, ходят на голове и размахивают ногами. На всей этой истории с цветковыми, скинхедами, лимоновыми и ле пенами лежит отсвет вечных и тяжелых психических отклонений человечества… Он строит, конечно, иерархические пирамиды и системы ценностей, а людей судит и распределяет как демиург. Мы все, читатель,- самые примитивные, потому что ценим земное, связывая с ним и духовное, в том числе любовь, познание, радость, искусство… С нами солидаризируются насмешники-интеллектуалы, правда, иногда примыкающие к ним, то есть недоступным и высшим, ищущим абсолюта-атмана в свободе от майи-сансары-жизни в жертвенной самоубийственно-убийственной (камикадзе) смерти. Это и есть их философия, другой нет. Но популисты вроде Бове или его двойняшки-врага Ле Пена на ней прекрасно паразитируют, потому что людям неуютно в том каркасе мысли, в который их затягивает современный прагматизм.

Магия - атрибут язычества, но мистика, в разумных пределах, всегда была атрибутом Церкви, а также нации, как культурно-психологической общности людей. В этом смысле именно консерватизм и востребован в Европе, и горе политикам и умникам, если они вакуум не заполнят: всегда найдутся ле пены и цветковы в качестве новых фашистов, недаром так популярен Хайдеггер…

Господин А. Цветков не только плодовит и даровит, но еще и невероятно многословен. Недостаток фундаментального образования он с лихвой возмещает «базовой» тенденциозностью, вообще он один из ведущих идеологов русской новой левой. Жесткий, страстный, невероятно амбициозный… Так вот, у него среди множества публикаций: рецензий на кинофильмы и книги, исторических экскурсов по путям авангарда с конца 19 века и по сей день - есть одна очень интересная статья, столь же программная, как и упомянутая выше о гностиках («Искусство гностика как перманентная революция»), претенциозно поименованная «Суперприсутствие».

Но сначала несколько слов об авангардистах (Статья Цветкова «Художественный авангард и социалистическая программа», ч.3 http://www.left.ru/2001/29/tsvetkov42.html) Из всего экскурса для нас актуальны только современность и Россия, ибо там есть полезные сведения. Цветков сетует, что на западе художественный авангард пока не структурирован, не объединен «новой левой», но радуется, что в России дело обстоит намного лучше. После падения под сталинским топором русского левого авангарда 20-х годов: конструктивистов, футуристов, супрематистов и т.д. и т.п., андерграунд, возродившийся с хрущевской оттепелью, оказался востребован западом в целях идейного противостояния. Поэтому русский андеграунд стал идеологически либеральным, а с приходом буржуазного ренессанса оказался и вовсе респектабельным, посему и был частично объединен под крылом г. Марата Гельмана. Все это называется русский постмодерн. Во время последних выборов московского мэра г. Гельман использовал эту эстетику на стороне г. Кириенко против неандертальских монументалистов г. Лужкова. А потом выработанный таким образом стиль был использован г. Гельманом на выборах СПС. Пикантность ситуации заключается в том, что просочились самые молодые и самые авангардные художники, которые являются крайне левыми или крайне правыми, но с г. Зюгановым себя не отождествляют, а равно и с СПС, конечно, - просто им было некуда примкнуть. Именно сейчас часть из них, исповедующая эстетику неоимперского политического проекта, откочевывает к фашизму («Новая Академия» Тимура Новикова в Питере), а другая - к оформляющемуся новому левому движению, к несистемному неокоммунизму (горючая смесь троцкизма и анархизма).

Теперь по поводу статьи «Суперприсутствие»: http://www.getto.rema.ru/fict/a_07.html Это программная идеологическая статья, содержащая кредо нигилиста левого образца начала ХХI века. При совмещении два кредо, гиперфашиста и левого нигилиста, совпадают. Этика А. Цветкова также незамысловата, как и его эстетика. Сводится она к созиданию сверхчеловека - сотворца господа Бога, преодолевающего границы между творчеством и социальной активностью. Посредством все того же рахметовского воспитания воли с ее ницшевскими объяснениями. Это примитивизация фрейдо-марксизма франкфуртской школы с некоторым вкраплением «коллективного бессознательного» Юнга. Отсутствие позитива как личного, так и общественного, восполняется спекуляцией на трагических противоречиях современного западного общества. Бунт хорош ради бунта, а озорство, хулиганство, хамство, беспричинные конфликты и задиристость, доходящие до увечий и убийства, оправдываются как единственная возможность для человека самоидентифицироваться, восстав против системы. Но индивидуальное восстание и неприятие системы отвергается как «либеральное». Также отвергается и массовое восстание как «тоталитарное». Должны образовываться небольшие партизанские по сути и духу сообщества творцов нового времени-пространства в виде рок-ансамблей, художественных или артистических объединений, политических группировок, религиозных сект и т.д. Когда их масса дорастет до критической, система рухнет сама собой.

Итак, культ смерти, геростратовский культ разрушения, нонконформизм ради нонконформизма, в конце концов не так важно, из каких побуждений -- расистских или марксистских, человек доходит до бунта против системы. Опять совпадение с идеологией гиперфашизма.

Естественно, что, будучи жрецом Культа Смерти, товарищ Цветков очень хочет научить нас всех жить. Есть такой сайт http://www.anarh.ru/. Неважно, что его последнее обновление состоялось в декабре позапрошлого года. Потому что цель его - не новости, а идеология, и он очень симптоматичен со всеми своими подтасовками мыслей и передергиванием фактов. Важен разбор, претендующий на объективность, телецикла Л. Парфенова «Намедни 1961-1991», где падение Советского Союза и его глобальный проигрыш Западу сводятся не к кризису советской экономики, не к недовольству широких слоев общества отсутствием западных стандартов потребления и западных основ жизни, а также недовольством идеологического господства номенклатуры и отсутствием собственности и т.д. и т.п., а к вульгарному объяснению, что образ ведущего отождествим с одним-двумя процентами мегаполисных фарцовщиков, ставших основой класса национальной буржуазии, которая опошлила и погубила великие идеи «Правды», а заодно и Сахарова. Все это - постмодернизм в действии, так сказать «anything goes».

Удивительно только то, что вся эта вульгарная банальщина очень популярна в определенной молодежной среде, особенно университетской и гуманитарной. Я объясняю это себе их безупречной малограмотностью и невероятной всеядной неразборчивостью. Впрочем, повальное невежество - это бич и продвинутого Запада тоже...

Ну, и пара слов про статью некоего В.Б. «Отсутствие Востока» http://www.getto.rema.ru/anarh.html, где он опять же, спекулируя на различных исторических и археологических теориях о пракультурах средней и северной Европы, подгоняет все это под определенные выводы: о языческом всезнании и шаманском всеведении (например, геофизики или астрономии) тех доарийских насельников Европы, которые повлияли на нашу цивилизацию якобы больше, чем евреи и греки, римляне и шумеры с вавилонянами и египтянами… А Восток - это и есть Европа, по его мнению.

http://members.tripod.com/~chernaya_zvezda/blackstar13.htm. В этом журнале есть небезынтересная статья Ю. Нерсесова «Загнивание тропических фруктов» о попытке Лимонова 1993 года баллотироваться в Твери, о сотрудничестве его с Дугиным, сближении с Курехиным и все тем же Цветковым. Идейно близкими Лимонову и Дугину, духовными их предтечами автор считает интеллектуалов Дитриха Эккарта, Карла Хаусхофера и Фридриха Хильшера, создавших в свое время в Германии законспирированное оккультно-мистическое общество "Туле" для выработки ультранационалистической идеологии и технологий, пригодившихся со временем А. Гитлеру. Об этом имеются сведения в добросовестной книге «Оккультные корни нацизма» с подзаголовком: Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию. Автор - Николас Гудрик-Кларк, доктор философии из Оксфорда. Издано: АО Евразия, СПб., 1993.

Автор статьи, Нерсесов, также претендующий быть идеологом нового фашизма, серьезно сетует на невозможность объединения ультралевой и ультраправой молодежи из-за отсутствия лидерских качеств у Дугина и Лимонова. Серьезно рассматривается идеология Н-Б партии, а также дугинская, национал-социалистическая мелкого пошиба, с точки зрения возможности - привлечения в одну организацию как праворадикальной, так и леворадикальной молодежи. Не так уж велики их различия. И при чем тут анархизм? Пока, к счастью, это говорит об их маргинальности.

Н. Зардарян




|В начало| |Карта сервера| |Об альманахе| |Обратная связь| |Мнемозина| |Сложный поиск| |Мир животных| |Библиотека|
|Точка зрения| |Контексты| |Homo Ludens| |Арт-Мансарда| |Заметки архивариуса| |История цветов| |Кожаные ремни|