Мнемозина
Мужские и женские кожаные ремни
Мужские и женские кожаные ремни. История аксессуаров.
Хроника катастроф. Катастрофы рукотворные и стихийные бедствия.
История цветов
Цветы в легендах и преданиях. Флористика. Цветы - лучший подарок.
Арт-Мансарда А.Китаева
 Добро пожаловать на сервер Кота Мурра - нашего брата меньшего


Рейтинг@Mail.ru
Альманах сентенция - трагедия христианской цивилизации в контексте русской культуры Натюрморт с книгами. Неизвестный художник восемнадцатого века

Homo Ludens

Впервые в России была образована гимназия для чужестранных единоверцев, для детей-сирот из Греции, Сербии, Македонии, болгарии За 21 год существования из Гимназии вышло 700 воспитанников, более 200 стали морскими офицерами Выпускники Корпуса командовали флотилиями, были командирами портов, возглавляли учебные заведения на флоте, выступали в качестве переводчиков, входили в состав посольств. Д.Д.Курута обучал греческому языку вел. кн. Константина Павловича, М.Н.Васильев, командуя шлюпом «Открытие», в 1819 -- 1822 гг. совершил кругосветное плавание из Кронштадта в Русскую Америку, Б.Е.Драко составил опись казенных лесов С.-Петербургской губернии и Лесной атлас, куда вошли 69 планов Гдовского уезда Псковской губернии.

Греческая гимназия в Петербурге.

Указом Екатерины II от 17 апреля 1775 г. в Петербурге было учреждено новое общеобразовательное учебное заведение -- Гимназия чужестранных единоверцев. Оно было задумано графом А.Г.Орловым-Чесменским, командовавшим русскими морскими и сухопутными силами в Средиземном море в 1770 –1774 гг., когда эскадры кораблей российского флота впервые действовали в Греческом архипелаге с целью отвлечения турецкого флота с черноморского и дунайского театров и нанесения удара Турции с тыла. А.Г.Орлов был инициатором обучения и воспитания иностранных юношей, и в первую очередь греческих, на средства русского правительства, видя в этом большие политические перспективы для России. Первые такие училища он организовал для греческих детей на острове Наксус и в Италии, в Пизе и Тоскане. В 1775 г. специальное учебное заведение было открыто в столице России.

Основы организации «особливого училища для отправляемых в С.-Петербург из Архипелага греческих мальчиков» и его штат 7 января 1775 г. поручено было разработать инженер-генералу, директору строения государственных дорог и Артиллерийского и Инженерного шляхетного кадетского корпуса М.И.Мордвинову. Цель создания учебного заведения он видел в том, чтобы «все единоверцы наши, к воспитанию детей своих способов лишенные, могли получать всегда надежное от России покровительство» (1). Принимать в Гимназию предполагалось юношей в возрасте 12 -- 16 лет, обучение должно было длиться 4 года. На практике в Гимназию поступали дети от 7 до 18 лет и учились в течение 4 -- 12 лет. Воспитанников учили русскому, французскому, эллино-греческому языкам, математике, истории, географии, рисованию, фехтованию, танцам. По штату в Гимназии полагалось иметь 200 учеников, 12 унтер-офицеров и 25 учителей.

Учеников из Греции в Россию доставили корабли эскадры вице-адмирала А.В.Елманова, возвращавшиеся в Россию после завершения русско-турецкой войны. В порту Магон (о-в Майорка) они приняли на борт детей, привезенных из Ливорно. Однако первая группа греческих мальчиков -- 21 человек -- прибыла в Кронштадт на английском судне 6 июня 1775 г., 15 июня они уже были в Петербурге(2). 25 октября 1775 г. в Кронштадт пришел фрегат «Наталия» (эскадра Елманова), на его борту находилось 16 мальчиков и один учитель. На корабельном боте их отправили в Петербург, но из-за раннего ледостава бот не смог пройти в Неву, и мальчиков расположили на брандвахте. Только 16 декабря 15 из них смогли прибыть на занятия(3).

Самая большая группа греческих детей в октябре 1775 г. прибыла в Кронштадт на кораблях эскадры вице-адмирала А.В.Елманова «Чесма», «Победа» и «Европа» -- 63 мальчика с учителями и девочка Софрония Тумандракоци(4). Их доставили в Кронштадт, где за казенный счет они жили до 8 декабря. Когда установился ледовый путь, на 29 подводах мальчиков привезли в Петербург и определили в Гимназию. Всего таким образом в Греческую гимназию на кораблях прибыло 99 человек. Преимущественно это были дети архонтов, моряков, купцов и мелких служащих. Это был наиболее массовый прием в Гимназию греческих мальчиков, положивший начало подготовке малолетних греков для русской военной и военно-морской службы.

Хотя Гимназия была создана для обучения единоверных иностранцев, вся ее деятельность была тесно связана с Петербургом. Образована она была при Артиллерийском и Инженерном кадетском корпусе. Ей было отведено свободное место по реке Петровке, где раньше размещались торговые бани и пивоварни. Место примыкало к дворам купца Хлебосолова и жены камердинера Екатерины II Нордберха. План места в 1779 г. составил архитектор Паульсон(5). Гимназия занимала 19 домов, из которых образовался целый городок. В них размещались «покои» для единоверцев, учителей и обслуживающего персонала, учебные классы, лазарет, баня, кухня, погреб и др. Около домов находился сад с беседкой и огороды. Весь участок был обнесен забором(6).

После смерти в 1782 г. М.И.Мордвинова возникла мысль о переводе Греческой гимназии в Херсон. Указом Екатерины II от 31 января 1783 г. Гимназия чужестранных единоверцев была отделена от Артиллерийского и Инженерного кадетского корпуса и получила самостоятельность(7). Это не было случайным совпадением. 1783 г. -- год окончательного присоединения Крыма к России, год, когда русские корабли впервые вошли в Ахтиарскую гавань, и был основан Севастополь. Императрица смотрела далеко вперед. Гимназия была подчинена генерал-фельдмаршалу князю Г.А.Потемкину-Таврическому и оставалась в его ведении до смерти фаворита Екатерины II в 1791 г., но перевод ее в Херсон так и не состоялся. Начальником учебного заведения был назначен полковник П.С.Волховский. На 1 мая 1783 г. в Гимназии числилось 84 воспитанника, 12 офицеров и сержантов, лекарь, подлекарь, цирюльник, 3 музыканта, 15 учителей и 28 человек обслуживающего персонала, 5 человек составляли канцелярию, 3 служили в церкви(8). Вместе с начальником штат Гимназии насчитывал 83 человека.

11 мая того же года 25 воспитанников были переведены в Морской кадетский корпус для продолжения образования. Это была первая большая группа единоверцев, переведенная в Морской корпус для учебы. До 1783 г. тех, кто выражал желание поступить в морскую службу, определяли на вакансии мичманов в морские солдатские батальоны и прикомандировывали к Морскому корпусу для изучения теории и практики морского дела. Ежегодные выпуски из Гимназии в армейские офицеры начались еще в 1779 г.

Очевидно, успехи воспитанников не всегда радовали полковника П.С.Волховского, и 1 мая 1784 г. он вынужден был назначить специального инспектора для усиления надзора за нерадивыми учениками, которые «по незрелости своих лет … губят от лености драгоценное юности своей время» (9), - говорилось в приказе.

С 1785 г. в Гимназии проводились публичные экзамены, на которых учащиеся должны были продемонстрировать успехи, лучшие по итогам экзамена награждались различными книгами, а с 1786 г. золотыми и серебряными медалями, изготовленными на Монетном дворе в Петербурге(10). Экзамен проводился в торжественной обстановке, с приглашением почетных гостей. Списки воспитанников, награжденных медалями, и речи выступавших публиковались в «Санкт-Петербургских ведомостях».

В Гимназию по-прежнему зачисляли детей с островов Греческого архипелага, многих принимали по распоряжению князя Г.А.Потемкина-Таврического, в 1787 г. тремя группами от 15 до 44 человек прибыли дети из Тавриды, значительное число воспитанников составляли дети переселенцев, осевших в Таганроге и Нежине.

6 июля 1789 г. указом Екатерины II управление Гимназией было поручено известному археологу, собирателю старинных рукописей и книг, члену Российской академии, действительному статскому советнику А.И.Мусину-Пушкину, что значительно повысило ее престиж и уровень преподавания в учебном заведении. В Гимназии был организован навигационный класс(11), учителем в котором стал поручик артиллерии С.Е.Гурьев, впоследствии академик Петербургской академии наук, действительный член Российской академии. Книги и инструменты, необходимые для обучения воспитанников навигации и астрономии, были получены из Артиллерийского и Инженерного корпуса(12).

В том же году 23 ученика и один учитель были переведены в Херсон для основания там кадетского корпуса. Шла русско-турецкая война, молодому Черноморскому флоту требовались кадры морских офицеров. Большинство же бывших воспитанников Гимназии чужестранных единоверцев, окончившие к этому времени Морской корпус, участвовали в сражениях русско-шведской войны 1788 -- 1790 гг., защищая Петербург.

12 июня 1792 г. Екатерина II утвердила новые штаты всех кадетских корпусов. Одновременно Гимназия чужестранных единоверцев была преобразована в Корпус и также получила новый штат(13), по которому предусматривалось 186 кадетов, 25 офицеров и унтер-офицеров, 133 человека обслуживающего персонала и 33 учителя. К общеобразовательным предметам добавились навигация, сферика и астрономия, артиллерия и фортификация, а также такой предмет, как «российский красный слог, логика и прочие нужнейшие части нравственной философии» (14).

Корпус располагал прекрасной библиотекой, для которой покупались книги на многих языках, лучшие произведения по литературе, философии, специальным предметам как древних, так и современных авторов.

Введение нового штата и более высокий статус училища потребовали приобретения и новых помещений для Корпуса, ставшего наряду с другими корпусами привилегированным учебным заведением. 6 июля 1792 г. А.И.Мусин-Пушкин приказал купить на 13-й линии Васильевского острова у С.Ю.Пушкиной дом ее отца действительного тайного советника Ю.А.Ржевского(15). Ранее, еще в 1789 г., полковник Волховский под залог своего имения получил деньги на покупку для Гимназии каменного дома майора Червинского, располагавшегося между 11-й и 12-й линиями(16), рядом с домами Морского кадетского корпуса, который в это время находился в Кронштадте, и дворами директора Морского корпуса адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова и адмирала В.Фондезина. Сохранившийся план дает наглядное представление обо всем участке, полученном Корпусом чужестранных единоверцев(17). К концу ноября 1793 г. все помещения были переданы в ведение Корпуса чужестранных единоверцев, но он смог перебраться туда только в 1795 г.

Смерть Екатерины II изменила многое в России, в том числе и жизнь Греческого, как его часто называли, корпуса. Указом Павла I от 8 декабря 1796 г. Корпус был упразднен. 98 воспитанников перевели в Сухопутный кадетский корпус, 97 -- в Морской(18), причем дети, имевшие подтверждение дворянского происхождения, а также сыновья штаб- и обер-офицеров зачислялись в кадеты, все остальные числились гимназистами. Морской корпус был возвращен из Кронштадта и занял свои прежние помещения.

При расформировании Корпуса чужестранных единоверцев учебные пособия по физике и математике, различные инструменты и библиотека были переданы Академии художеств, туда же откомандировали и 7 музыкантов с их инструментами(19).

За 21 год существования Гимназии, а затем Корпуса чужестранных единоверцев это учебное заведение окончили около 700 воспитанников, более 200 человек из них стали морскими офицерами. Греческие мальчики, юноши других национальностей (сербы, македонцы, болгары, украинцы, русские) в конце XVIII -- первой половине XIX в. участвовали во всех боевых действиях российского флота и в борьбе за независимость Греции.

Выпускники Корпуса командовали флотилиями, были командирами портов, возглавляли учебные заведения на флоте, выступали в качестве переводчиков, входили в состав посольств. Д.Д.Курута обучал греческому языку вел. кн. Константина Павловича, М.Н.Васильев, командуя шлюпом «Открытие», в 1819 -- 1822 гг. совершил кругосветное плавание из Кронштадта в Русскую Америку, Б.Е.Драко составил опись казенных лесов С.-Петербургской губернии и Лесной атлас, куда вошли 69 планов Гдовского уезда Псковской губернии.

Навсегда вписали свои имена в историю российского флота П.А.Анастопуло, Е.И.Власто, И.Г.Бардаки, С.А.Велизарий, К.Г.Гейтани, Х.И.Клапакис, К.К.Константинов, А.И.Кривошеин, Н.И.Критский, П.П.Кумеллас, Е.Н.Куцук, Ф.П.Лелли, Е.П. и Ф.П.Метаксы, И.Д.Папаставро, Г.А.Папахристо, К.Ю.Патаниоти, С.П. и С.А.Попандопуло, М.Г.Степавой, Ф.И.Цац и многие, многие другие.

Образование, полученное в Корпусе чужестранных единоверцев, способствовало успешной и разнообразной деятельности его воспитанников. Для многих греческих и других православных юношей Россия стала второй родиной, они достойно служили ей до конца жизни, основали морские династии, потомки которых и сейчас живут и работают в России и Петербурге.

  1. Коргуев Н. Корпус чужестранных единоверцев // Морской сборник. 1897. № 7. С.156.
  2. РГАВМФ. Ф.212. Оп.4. Д.74. Л.89, 93.
  3. Там же. Л.288 - 290.
  4. Там же. Л.130 - 131.
  5. Там же. Ф.432. Оп.8. Д.10. Л.553 об.
  6. Там же. Д.1. Л.3 - 4.
  7. Там же. Л.32.
  8. Там же. Л.487 - 492.
  9. Там же. Д.3. Л.476.
  10. Там же. Д.5. Л.274.
  11. Там же. Д.15. Л.627 об. - 628.
  12. Там же. Д.10. Л.284.
  13. Там же. Д.17. Л.25 - 28.
  14. Там же. Л.40 - 42.
  15. Там же. Л.273 об. - 274.
  16. Там же. Ф.432. Оп.1. Д.590. Л.15 - 16.
  17. Там же. Л.20 об. - 21.
  18. Там же. Ф.198. Оп.1. Д.63. Л.80.
  19. Там же. Л.77; Ф. 432. Оп.8. Д.40. Л.1, 3 - 16.

Т. Федорова


Вернуться в раздел


|Карта сервера| |Об альманахе| ||К содержанию| |Обратная связь| |Мнемозина| |Сложный поиск| |Библиотека|
|Точка зрения| |Контексты| |Homo Ludens| |Арт-Мансарда| |Заметки архивариуса| |История цветов| |Мужские и женские кожаные ремни|