Мнемозина
Мужские и женские кожаные ремни
Мужские и женские кожаные ремни. История аксессуаров.
Хроника катастроф. Катастрофы рукотворные и стихийные бедствия.
История цветов
Цветы в легендах и преданиях. Флористика. Цветы - лучший подарок.
Арт-Мансарда А.Китаева
 Добро пожаловать на сервер Кота Мурра - нашего брата меньшего


Рейтинг@Mail.ru
Альманах сентенция - трагедия христианской цивилизации в контексте русской культуры Натюрморт с книгами. Неизвестный художник восемнадцатого века

Homo Ludens

История времени

Рождение времени

Часть 1

Представления людей о времени, запечатленные в поизведениях искусства, в календарях и измерительных инструментах, естественно менялись в разные периоды истории, что отразилось в различных формах летоисчисления и отражения времени.

Наше современное осознание времени опирается на три перекрещивающиеся сферы культуры: античный мир, общеевропейские традиции крестьянской культуры и основные взгляды христианства. Поэтому наше представление о времени зиждится на циклично-конечном его ощущении.

Цикличность происходит из постоянного возобновления дня, года и эпохи и имеет астрономическое поисхождение. Линейность времени происходит из уникального взгляда великих пророков Израиля (всех 24-х) на то, что творение имеет начало, и у него неизбежен конец, то есть как биография человека, так и история наций и человечества стремится из точки начала в точку окончания. Значит, количество и качество событий как в материальном мире, так и количество найденных смыслов в мире духовном за единицу времени и есть биография личности, биография народа, биография человечества.

Первоначальное значение слова "хронология" -- учение о времени. Предмет этого учения -- порядок составления календарей, разделение эпох, столетий и культурогологический анализ истории, понятий о времени. Пространственно-временное толкование всегда разделяло время в нашем восприятии, а помогали осознавать время такие единицы его членения, как век, эра, период, десятилетие, год и день. Абстрактно-математическая или астрономическая хронология, то есть учение об измерении времени, непосредственно применяется к исторической хронологии, соответствующей различным способам и методам исчисления и представлениям о времени, то есть составлению календарей на фоне связанных с этим культурных и мировоззренчесских явлений.

Когда и как родилось "человеческое" время, то есть его отсчет? Мы не можем утверждать, что возможно смоделировать этот момент. Точно также никто не знает кто, где и когда изобрел часы с шестиренчатым механизмом, откуда произошли минута и секунда, кто ввел в обиход и сделал доступными измерению эти единицы времени. Но мы можем себе представить, опираясь на наши знания в области истории, истории религии и культуры и археологии, что 5-6 тысяч лет тому назад люди в различных первоначальных очагах цивилизации (Мохенджо-Даро, Древнейший Китай, южное междуречье Тигра и Евфрата и берега Нила), переходя к оседлому земледельческому образу жизни, кровно заинтересовались связью между урожаем и небесными явлениями, поскольку это связано было с естественным орошением.

Так, Египет -- это узкая полоска плодородной земли, растянутая на тысячи километров вдоль берегов Нила и стиснутая с двух сторон двумя пустынями -- Аравийской и Ливийской. Дождей там не бывает годами. И однако, это одна из самых цветущих земледельческих цивилизаций мира. Египет питает водой только Нил. Все его орошение, как естественное, так и искусственное, связано с великим кульминационным моментом годового земледельческого цикла -- разливом Нила.

Люди заметили, что когда на небе в определенное время около новолуния, обычно в июле, появлялась звезда Сириус, Нил вытупал из берегов и заливал водой, и удобрял илом почти всю территорию вдоль своих берегов. Воды было такое изобилие, что ею хватало наполнить отведенные каналы на весь год. Поскольку Нил начинается в горах, то таяние ледников происходит именно в это время. Наблюдая Сириус, периодичность движения и изменений Луны прежде всего, а также ежедневный восход и заход Солнца и все доступное их наблюдениям дневное и ночное небо, люди переносили символический смысл этих наблюдений на явления оружающего их мира и складывающегося социума. Так рождалась сложная египетская религия.

С лунными циклами, прежде всего, были связаны становления всех земледельческих цивилизаций, в первую очередь Шумеро-Вавилонской. Египтяне знали такие измерения времени, как день, сутки, год, длительность каждой фараонской династии. Но единого летоисчисления, охватывающего всю трехтысячелетнюю историю Египта, они не знали, как не знали его вавилоняне, финикийцы и люди Крито-Микенской культуры. Ни одна система многобожия, где Бог Луны или Богиня-Мать, Богиня Плодородия, также олицетворявшая Луну, были верховными божествами культов, не знали линейного времени, охватывающего всю их историю. Понятие линейности и беспрерывности времени родилось как идея только в этическом единобожии, которое принес Ветхий Завет. История как осознание человеческого времени -- одна из основных идей, подаренных миру еврейским народом, времени, как идеи рождения, расцвета, стабильности, увядания и конца.

Ощущение времени определяются тем, как фиксируются и интерпретируются циклически повторяющиеся временные процессы: восходы и заходы солнца, появление луны, череда времен года. Они позволяли людям делать множество наблюдений, которые, пройдя тысячелетия мифических и религиозных интерпритаций, и стали научно детерменированной картиной нашего времени.

Самые ранние календари охотничих племен каменного века состоят из 28-29 насечек, соответствующих циклам полнолуния. А образ бога солнца, возникший в античности, проезжавшего по небу в течение дня в своей колеснице, до сих пор остается основным образом дня в языке европейцев. Определение продолжительности года и инсценировка солнцестояния отражаются в древнейших сооружениях из камня, позволявших людям каменного века определять положение светил на небе и тем самым -- точное время в условиях данной местности. Такие инструменты измерения времени позволяли предсказывать опасные периоды.

Фиксация времени стала необходимостью при образовании государств -- в Месопотамии, в долине Нила и в Средиземноморье, где создавались инструменты измерения времени (солнечные, песочные, водяные часы), позволяющие фиксировать время до дня и часа, помогающие тем самым координации совместных работ, соблюдению договоренностей, проведению праздников как отправлению религиозных культов. Упорядоченный календарь входит в жизнь людей с появлением государств -- появляются двенадцатиричные календари с попеременным учетом лунных дней и достаточно точные водяные и солнечные часы. Уже нет следов мифологизации такой единицы времени как час, но в целом время античности воплощается в образах Хроноса, Сатурна и Кайроса.

Время христинаства это время сопряжения повторов событий года с конечностью бытия, стремительно приближающегося к Апокалипсису и Страшному Суду. Временные рамки в сознании людей определялись точкой отсчета -- рождением Богочеловека Иисуса Христа и определенным количеством до Него и после Него. То есть, продолжительность жизни человечества укладывалась в некую обозримую последовательность поколений. Время до Христа и время поле Него объединены друг с другом Его образом, деяниями, страданием и воскресением. Воскресение и Рождество христианский мир отмечает ежегодно, а второе пришествие Его рассматривается одновременно как конец земной жизни. Все, что свершилось, свершилось либо "до" Христа, либо "после" Христа, и все заканчивается Его вторым приходом. Западное и Восточное христианство, начиная с иконографии и вплоть до Возрождения, Классицизма, Барокко и Ампира во всех произведениях живописи, музыки и большей части поэзии косвенно или прямо отражало явление Богочеловека в мире.

Единицей рабочего времени на средневековом западе, как и на Руси, был день от восхода до заката. Церковь запрещала труд в ночное время. Время крестьян и время властьимущих определялось церковным временем -- временем отправления церковных служб. Сельское рабочее время не знало спешки, пребывая во власти аграрных ритмов, не заботилось о точности. Поэтому и общество, жившее в то время было скромным и воздержанным. Как пишет Ле Гофф, время средневековья определялось ритмом и циклом монастырской жизни, а к 13 веку центр дня, называвшийся нона, наступавший изначально в 2 часа пополудни, перемещается к полдню, потому что в монастырях это было время отдыха и трапезы. Нона -- это также и начало перерыва работ на городской стройке готических соборов, подчиняющееся колокольному отсчету церковного времени. Так появилось важное разделение рабочего времени, названного "полдень" и утвердившееся в 14 веке.

Время начивнает сложный болезненный процесс трансформации. Короли Франции дают разрешение на ночной труд, прежде всего, для ремесленников и рабочих сукновалов в городах. Появляется городское время, связанное с социальными и экономическими проблемами и конфликтами. В городах появляются специальные башни с колоколами для фиксации начала и конца работы. Особенно секуляризированные колокола были актуальны в текстильном секторе. Ле Гофф фиксирует это, как момент погресса в организации труда и как процесс преобразования социального времени. Но не только экономические нужды занимают большое место в заботах города: появляются торговые, винные и прочие колокола. Набат, как забота о защите города, а также пожарный сигнал и сигнал тревоги имели первостепенное значение. Общинный колокол призывал буржуа к защите города или к делам управления. Так появляется время, не связанное с циклами природы и религиозной практикой.

Решающим шагом к "точному" времени стило изобретение и распространение механических башенных часов, системы часового хода, которая придала часу математический смысл -- он стал одной двадцатьчетвертой частью суток. Это случилось в 14 веке, а принцип действия был открыт в конце 13 века. Эта новая механика до Христиана Гюйгенса была хрупкой и ненадежной. Это потрясение в области хронологии явилось также и потрясением ментальным.

В схоластике тут же появляется новая концепция времени -- не времени как сущности, а как концептуальной формы, стоящей на службе разума, которое можно использовать в соответствии со своими потребностями -- делить и измерять. Век башенных часов является также веком появления пушки и перспективы в живописи. Время и пространство для ученого и торговца изменяются одновременно.

В Италии счетоводом времени становится торговец, развивающий расчетливую мораль и скупую набожность. Трата времени становится грехом, ибо время -- это уже деньги. Рождается гуманизм, базирующийся на тщательном учете времени. Главной добродетелью гуманиста стало чувство времени и его правильное использование. Табу на время, которое средневековье противопоставило купцу, было снято на заре Возрождения. В средневековье время являлось даром Божиим и потому не могло продаваться. В эпоху Возрождения время, принадлежавшее Богу, становится собственностью человека. Церковь, подлаживаясь под меняющийся социум, снимает запрет с ростовщичества.

В связи со всем этим все более актуальным становится вопрос определения времени по движению небесных тел. Астрономические наблюдения Коперника, Браге, Кеплера и Галилея, соотносимые с пространством и временем, создают объктивный подход к главным индикаторам времени. Появляются обсерватории, где работают вместе астрономы и часовщики, разрабатывая в том числе и научные инструменты. В Касселе, Гессенском графстве Германии при обсерватории были впервые созданы часы, указывавшие секунды -- инструмент, необходимый для научных исследований.

В 1582 году Римский Папа Григорий 13 подписал буллу, знаменующую рождение нашего календаря. Календарь Юлия Цезара (46 г. до н.э.) или Юлианский календарь содержал ошибку, составлявшую в сравнении с годовым движением солнца 11 минут. Эта разница составила за 128 лет 1 день, а в 16 столетии достигла 10 дней. В Юлианский календарь вводилась поправка: последний год каждого столетия не может быть високосным, если он не делится без остатка на 4. Исключение -- год 2000, високосный, 29 днями в феврале. Разница в один день возникнет только в 3000 году. Протестанты присоединились к этому календарю только в 1700 году.

Продолжение

Н. Гарниц


Вернуться в раздел


|Карта сервера| |Об альманахе| ||К содержанию| |Обратная связь| |Мнемозина| |Сложный поиск| |Библиотека|
|Точка зрения| |Контексты| |Homo Ludens| |Арт-Мансарда| |Заметки архивариуса| |История цветов| |Мужские и женские кожаные ремни|