![]() |
![]() |
![]() |
![]() | |
![]() |
|
Заметки архивариусаОдна из первых катастроф антропогенного характера: США -- май 1882 годаВ 1852 году в 12 милях к северо-востоку от города Джонстаун была построена самая большая по тем временам насыпная плотина. Высота ее была -- 72 фута, толщина у основания -- 500 футов и 40 футов толщины в верхней части плотины. Это была не просто самая большая плотина, а самая большая во всем мире, а ее резервуар (2 мили в длину и 1 миля в ширину, объем -- 5000 млн. галлонов воды) представлял собой крупнейшее в США искусственное озеро. Это было настоящее рукотворное чудо! Это чудо было создано с практическими и гуманными целями. В Джонстауне функционировал огромный сталелитейный завод «Гаутиер». В связке с железнодорожным узлом завод был значительным градообразующим предприятием. Население города насчитывало 8000 человек, большинство которых были заняты на заводе и на железной дороге. И производство стали, и функционирование железной дороги, да и население города были обеспечены водой. Все очень гордились своим искусственным озером, крупнейшим в Америке. Одно только беспокоило местное население: вот уже более 30 лет работает плотина, но ни разу еще не ремонтировалась, тогда как признаки разрушения были известны всем жителям городка. Когда плотину продали в частное владение с целью разведения в искусственном озере рыбы и устройства частного рыболовства, многие считали, что вопрос о ремонте никогда не будет решен. Ни власти города, ни руководство завода нимало не беспокоились по этому вопросу, и совершенно напрасно. 29 мая 1889 года на район Джонстауна обрушился неистовый шторм с ливневым дождем, который не прекращался 48 часов. В городе началось наводнение. В то же время огромная масса воды резервуара плотины взбухла от дождя, и уровень воды этого рукотворного озера начал подниматься, оказывая давление на плотину всем своим объемом, явно превышавшим заложенные в проекте 5000 млн. галлонов воды. Старая плотина не выдержала давления прибывающей воды -- 31 мая в 15 часов 10 минут она была прорвана. Гигантский поток освободившейся массы воды в 20 млн. тонн хлынул из образовавшего пролома в 430 футов с огромной скоростью -- 1 миля в минуту. Колоссальный водопад рухнул на долину, сметая все на своем пути и лишь незначительно снизив скорость по мере попадания в поток обломков горных пород. Достигнув Джонстауна, бушующая стихия смела огромные доменные печи и бойлеры сталелитейного заводу "Гаутиер", как пушинку. Большую часть жилых построек Джонстауна этот поток как бы и не заметил, они оказалась стертыми с лица земли в несколько мгновений... Поток замедлил свое неистовое движение, заторможенный только столбами железнодорожного моста, через который проходила дорога на Питсбург. Груды горящего угля из доменных печей и нефть, гонимые в потоке вместе с обломками домов и другим различным ломом скопились у столбов моста, и вскоре мост загорелся. Одни люди тонули, другие гибли в огне. Приостановленная лавина воды и огня достигла Питсбурга и только там остановилась. Из населения Джонстауна (8000 человек) почти половина -- 3000 стали жертвами катастрофы. На следующий день в Питсбурге, среди обломков, пронесенных потоком более 60 миль, был найден пятимесячный ребенок, по воле судьбы оставшийся живым. Если бы власти Джонстауна и руководство завода проявили здравый смысл, катастрофы можно было избежать, катастрофа не была фатально неотвратима. Халатность людей стала причиной ее. Но то, что случилось с дамбой Сент-Френсис под Лос-Анжелесом, было виной архитектора, и было обречено на трагедию с самого начала. К. Ф. Готт![]() |
![]() Климатические зоны земли.
Потепление: миф или реальность?
Вулканы и извержения вулканов
Стихийные бедствия
Рукотворные катастрофы
|